Доходное место

Итоги первых месяцев введения платы за стоянку личных авто в центре Петербурга стали одной из основных тем коллегии комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Представлявший Законодательное собрание города депутат Алексей Палин задал вопрос: почему система оплаты несовершенна и даже после ее введения машины можно парковать бесплатно?

Доходное место  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Оказывается, у правительства города отсутствует соглашение с ГУ МВД об обмене персональными данными водителей. Это и создало юридическую лазейку для «зайцев-автомобилистов». Но председатель комитета Сергей Харлашкин отметил, что все нарушения фиксируются. С сентября, когда паркинг за деньги вернулся на центральные улицы северной столицы, Центр управления платными парковками составил 8 тысяч дел об административных правонарушениях (по 100 – 120 протоколов в день), сообщила директор учреждения Елена Ермак.

Впрочем, если чиновники оперативно не договорятся, то протоколы пропадут – сроки давности выйдут. Но мелкие неувязки с обменом документами – это тактика, а вот как видится стратегия.

До ввода платности на территории, где теперь можно ставить машины только за деньги, загруженность улиц под стоянку достигала 205%. Этот печальный рекорд установлен на ул. Рылеева. В Виленском переулки была зафиксирована загрузка 61%. Сейчас в среднем по центру города она упала до 41%.

Елена Ермак признала, что сокращение загруженности объясняется просто: люди ставят железных коней в соседней, пока еще бесплатной, зоне. Метод решения проблемы напрашивается сам собой: расширить зону платной парковки.

На сегодня платная зона дала городской казне 25 млн рублей, в том числе почасовой сбор – 18,8 миллиона. Остальное – абонементная плата и разрешения для жителей.

Сейчас готовится расширение сети доходных улиц – примерно в пять раз по площади. Нынешний многоугольник «Невский – Фонтанка – Пестеля – Кирочная – Радищева – Лиговский» вмещает 2895 машино-мест. На новой карте платным станет пятно «Невский – Садовая – Нева до пл. Александра Невского», вмещающее уже 9018 машино-мест. Нынешняя зона смотрится в новых границах как мошка в янтаре. Проект расширения согласован со всеми ведомствами, кроме регионального управления МВД. Сергей Харлашкин обещает снять вопросы с полицейскими за две недели.

Вторая очередь платного городского паркинга может войти в строй уже в конце будущего года. В последующих планах – третья часть расширения: на севере захват платностью всей Петроградской стороны, а на юге – границей платной зоны станет Обводный канал. Это даст еще 37 тысяч машино-мест с соответствующими доходами.

В 2016 году расходы на расширение зоны платной парковки оцениваются в 570,1 млн руб. Из них 402,8 млн руб. пойдут на строительно-монтажные работы во второй зоне, еще 32,8 миллиона – на ее проектирование. На моделирование организации движения в третьей зоне потратят еще 134,5 млн руб.

Как показал опыт Москвы, объяснить даже состоятельным людям, что городское пространство стоит денег и за его использование под личные авто нужно платить, будет непросто. Всем понятно, что мегаполис не обязан выделять бесплатно автолюбителям два участка земли: один – у дома, второй – у работы. Но, когда дело доходит до личного кошелька, владельцы легковушек встают на дыбы: «Опять грабят!».

В этой ситуации никто не обратит внимания на доводы о практике европейских городов, где бесплатные «гостевые» парковки давно в прошлом. Автовладельцев не интересует, как коммунальщики будут убирать центральные улицы и проспекты, бесплатно заставленные машинами. Да и доходы городской казны для многих – понятие абстрактное, хотя транспортные артерии возводятся и ремонтируются за бюджетный счет.

Городские власти, признаемся, могли бы предложить автолюбителям альтернативу парковки в центре. Например, полный спектр перехватывающих стоянок; реальные, а не виртуальные пересадочные узлы у станций метро. Кстати, если бы внеуличный транспорт (метрополитен, скоростной трамвай) развивался опережающими темпами, а не с многолетним отставанием, большинству автомобилистов вообще не пришлось бы ежедневно садиться за руль и ехать на набережную реки Фонтанки или на улицу Рылеева.

Но мы имеем то, что имеем. И, кстати, прелести платного паркинга чиновники ощутят на себе. Сергей Харлашкин заявил, что все городские ведомства, которые попали в зону платной парковки, тоже будут платить. А в эту зону попадают почти все штаб-квартиры комитетов и управлений: Смольный, пл. Ломоносова, окрестности Мариинского дворца.

«В Москве платят все!» – подытожил Харлашкин. Правда, в этом случае оплата стоянки выльется в перекладывание денег из одного бюджетного кармана в другой.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (5583) от 10.11.2015.


Комментарии