Докатились
«А вы знаете, какой завтра день?» - спросила я вчера соседа, который уже садился за руль своего мощного немецкого монстра. «Понятия не имею», - ответствовал он, едва не прищемив мне руку дверцей. «Всемирный день без автомобиля! А это значит, что надо отказаться от поездок на личном транспорте и воспользоваться общественным». «А еще лучше летом на роликах на работу ездить, а зимой на лыжах. И вообще автомобиль не роскошь, а средство передвижения», - блеснул познаниями советской классики сосед, выезжая со двора.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
А я подумала, что, действительно, Ильф и Петров, сами того не подозревая, выступили в роли пророков. Ведь сейчас все больше и больше петербуржцев предпочитают общественному транспорту личный.
Как говорят эксперты, сегодня по улицам нашего города колесят более двух миллионов легковых машин. Ежедневно в исторический центр северной столицы устремляются около 250 тысяч автомобилей, часть из них паркуются где придется, вдвое сужая проезжую часть улиц. В «спальных» районах машинами забиты все дворы. Более того, в автостоянки превратилось и большинство тротуаров. Специалисты подсчитали: владельцем железной ласточки является каждый третий петербуржец (вот оно, благосостояние!). Конечно, среди них есть те, кто свой транспорт использует лишь для поездок на дачу. Но они - в явном меньшинстве. Остальные крутят баранку в выходные и будни, пусть даже и приходится часами стоять в пробках, отравляя городской воздух выхлопными газами.
Между тем европейскими учеными давно доказано, что атеросклероз, различные нарушения сердечно-сосудистой системы, рак легких - болезни, которые легко заработать, просто вдыхая городской воздух. А он, по данным экологов, в России в два раза хуже, чем в Европе.
Чтобы хоть как-то напомнить автовладельцам о существовании альтернативных способов передвижения, в мировом календаре и появился День без автомобиля.
Хотя, если уж быть совсем точным, впервые такую акцию провели в 1973 году в Швейцарии. И связана она была вовсе не с «борьбой за экологию», а с банальным топливным кризисом. Тогда во избежание многокилометровых очередей за бензином власти призвали горожан хотя бы на четыре дня отказаться от машин. Позже об этом мероприятии вспомнили экологи, и в 1997 году в Великобритании они на сутки призвали отказаться от машин. Позже к акции присоединились другие страны, в том числе и Россия.
Но вот вопрос - разве один день поможет нам справиться с обилием машин в городе? Подобные акции - один час без света, один день на велосипеде - хороши, но проблему они не решают. Ведь и сама по себе идея пересадить петербургских автовладельцев на общественный транспорт не нова. Что только для этого не делалось?! И парковки сделали платные, и некоторые улицы пешеходными, и «кошмарили» эвакуаторами... Но от пробок северная столица все равно не избавилась.
Во-первых, в старом городе расширить улицы или сделать современные развязки просто нет возможности. И нигде в мире платная парковка не решила проблемы, связанные с заторами. Это просто бизнес-проект городских властей, на котором есть возможность заработать.
А раз так, то, как считает член координационного совета организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов, полученные деньги нужно тратить на дорожные объекты, например, на строительство паркингов. Чего сейчас не происходит.
Во-вторых, далеко не каждый водитель добровольно откажется от комфорта и пересядет из салона своего комфортабельного авто в душный автобус, в котором пассажиры едут как сельди в бочке. Согласитесь, мало кому приятно летом ехать в передвижной сауне, когда в салоне плюс 35 градусов, а зимой - в морозильнике.
Да и выделенных полос для общественного транспорта в нашем городе крайне мало. А это значит, что автобусы и маршрутки плывут в общем потоке как мухи в сиропе.
- Меня часто призывают оставить машину и пользоваться общественным транспортом, - говорить автолюбитель Алексей Н. - А с какой стати? Разве в автобусе или троллейбусе мне могут обеспечить такое же удобство?
В-третьих, многие петербуржцы вынуждены добираться до места работы из таких отдаленных районов, где не только метро не ходит, но и общественный транспорт ездит «по вдохновению».
Плюс за собственные колеса ставит и простая арифметика. Допустим, чтобы человеку добраться до работы, ему надо совершить поездку на автобусе или маршрутке, потом на метро. А это 75 рублей. Если же и от метро до работы ему потребуется еще какой-то транспорт, прибавьте еще 40 рублей. Итого - больше сотки в один конец. Бензин для машины и то обойдется дешевле.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5793) от 22.09.2016.
Комментарии