До Рамбова Оранэлой

Два трамвая, бегающие по стрельнинской линии, перекрасили в зеленый цвет в честь столетия Ораниенбаумской электрической линии (первого в России проекта пригородного электропоезда, подвижной состав которого исторически был зеленым). Основные торжества в честь дороги-юбилярши, которую петербуржцы-ленинградцы называли романтичным именем Оранэла, пройдут в январе. Бесценным подарком для города могло бы стать решение о ее возрождении в новом качестве, то есть о строительстве легкорельсовой трамвайной линии в Ораниенбаум – Ломоносов.

До Рамбова Оранэлой | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Возможно, это будет еще один инвестиционный проект в ряду других, реализуемых в формате государственно-частного партнерства. По крайней мере город сейчас очень активно этот вопрос обсуждает», – прокомментировал перспективу «новой Оранэлы» советник директора «Горэлектротранса» Сергей Китаев.

Уникальная железнодорожная линия с вагонами на электрической тяге, по плану конца XIX века, должна была связать Нарвскую заставу со Стрельной, Петергофом, Ораниенбаумом и Красной Горкой. В 1912-м началась укладка пути на участке Автово – Стрельна. Центральная электростанция возводилась на берегу реки Екатерингофки, а три тяговые подстанции – в поселке Княжево, в Стрельне и Мартышкине. В Княжеве появился и вагонный парк с мастерскими, впоследствии ставший трамвайным парком им. Котлякова (сегодня – трампарк # 8).

Первый участок от депо Княжево до Путиловского завода открылся в декабре 1915 года, в январе 1916-го трамваи пошли по Петергофскому шоссе до Нарвских ворот, к лету 1917 года заработал участок от Нарвских ворот до Привала – развилки Нарвской и Петергофской дорог, чуть позже до Стрельны. Поскольку Центральная электростанция так и не была введена в эксплуатацию, действовавший отрезок запитывался от городской сети, что сделало технически невозможным движение трамвая дальше Стрельны.

С 1929 года электрическая линия «Нарвские ворота – Стрельна» была передана управлению ленинградских городских железных дорог, и Оранэла таким образом превратилась в Стрельнинскую линию ленинградского трамвая с Княжевским трампарком и собственным подвижным составом. Сейчас по ее маршруту движутся трамваи # 36, а также частично и другие.

По сути, от прежней Оранэлы на память нам остались лишь насыпь да тяговая подстанция на проспекте Стачек напротив восьмого трамвайного парка. И еще – несбывшиеся мечты об удобном и экологичном городском транспорте, способном быстро и с комфортом домчать петербуржцев до Ораниенбаума – Ломоносова.

– 1990-е годы и начало 2000-х для трамвайной сети Петербурга были тяжелыми, но с 2011-го городские власти начали уделять больше внимания этому виду транспорта, – говорит Сергей Китаев. – По крайней мере сейчас перестали закрываться трамвайные парки, демонтироваться линии и контактные сети, закрываться маршруты. Напротив – наметилось явное развитие.

По некоторым данным, в Петербург из Ленинградской области ежедневно приезжают на работу около 200 тысяч человек. Большинство из них являются на службу уже измученными трудной и долгой дорогой. Очевидно, что наиболее реальной альтернативой крайне дорогому метро для буйно разросшихся городских и пригородных микрорайонов станет именно легкорельс, двигающийся по выделенной полосе быстро (средняя скорость движения трамвая по городу – 15 км/ч, на выделенной линии – 40 км/ч), бесшумно и с удлиненными расстояниями между остановками.

Поводом для оптимизма трамвайщиков сегодня стал ряд проектов, к реализации которых город уже приступает. Самый близкий – проект стоимостью более 30 млрд рублей по реконструкции и новому строительству в Красногвардейском районе, затрагивающий интересы примерно 360 тысяч жителей. Он предусматривает замену 32 единиц подвижного состава, 30 километров трамвайных путей и контактной сети для уже действующих маршрутов от Ладожского вокзала в сторону Ржевки по Наставников, Передовиков и Хасанской, модернизацию тяговых подстанций, а также строительство нового трамвайного парка, площадка под который зарезервирована еще с 1996 года. Новый парк для современного подвижного состава появится уже в ближайшие два года, и это будет настоящий технологический прорыв для городского трамвайного хозяйства.

Формат проекта – государственно-частное партнерство с 30-летней концессией (из них два года уйдет на строительство и запуск). С приходом концессионера и реализацией всех его планов предполагается увеличение пассажиропотока на модернизируемых маршрутах с нынешнего 21 миллиона до 33 млн человек в год. Конкурс уже объявлен, срок подачи документов – до конца 2015-го, победитель станет известен в марте 2016-го.

В портфеле «государственно-частных» проектов, посредством которых город планирует нарастить трамвайную сеть, – строительство линий до Сертолова, Колпина, Красного Села, города-спутника Южный и Кудрова. И это именно проекты, а не мечты, подчеркивают в «Горэлектротрансе»: направления трасс определены, предпроектные работы проведены либо ведутся. Осталось дождаться объявления следующих конкурсов и появления на горизонте ответственных и смелых компаний, которые решатся стать концессионерами и сдвинут наконец с места так долго буксовавший трамвайный вагон.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (5603) от 10.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.