До Рамбова Оранэлой

Два трамвая, бегающие по стрельнинской линии, перекрасили в зеленый цвет в честь столетия Ораниенбаумской электрической линии (первого в России проекта пригородного электропоезда, подвижной состав которого исторически был зеленым). Основные торжества в честь дороги-юбилярши, которую петербуржцы-ленинградцы называли романтичным именем Оранэла, пройдут в январе. Бесценным подарком для города могло бы стать решение о ее возрождении в новом качестве, то есть о строительстве легкорельсовой трамвайной линии в Ораниенбаум – Ломоносов.

До Рамбова Оранэлой | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Возможно, это будет еще один инвестиционный проект в ряду других, реализуемых в формате государственно-частного партнерства. По крайней мере город сейчас очень активно этот вопрос обсуждает», – прокомментировал перспективу «новой Оранэлы» советник директора «Горэлектротранса» Сергей Китаев.

Уникальная железнодорожная линия с вагонами на электрической тяге, по плану конца XIX века, должна была связать Нарвскую заставу со Стрельной, Петергофом, Ораниенбаумом и Красной Горкой. В 1912-м началась укладка пути на участке Автово – Стрельна. Центральная электростанция возводилась на берегу реки Екатерингофки, а три тяговые подстанции – в поселке Княжево, в Стрельне и Мартышкине. В Княжеве появился и вагонный парк с мастерскими, впоследствии ставший трамвайным парком им. Котлякова (сегодня – трампарк # 8).

Первый участок от депо Княжево до Путиловского завода открылся в декабре 1915 года, в январе 1916-го трамваи пошли по Петергофскому шоссе до Нарвских ворот, к лету 1917 года заработал участок от Нарвских ворот до Привала – развилки Нарвской и Петергофской дорог, чуть позже до Стрельны. Поскольку Центральная электростанция так и не была введена в эксплуатацию, действовавший отрезок запитывался от городской сети, что сделало технически невозможным движение трамвая дальше Стрельны.

С 1929 года электрическая линия «Нарвские ворота – Стрельна» была передана управлению ленинградских городских железных дорог, и Оранэла таким образом превратилась в Стрельнинскую линию ленинградского трамвая с Княжевским трампарком и собственным подвижным составом. Сейчас по ее маршруту движутся трамваи # 36, а также частично и другие.

По сути, от прежней Оранэлы на память нам остались лишь насыпь да тяговая подстанция на проспекте Стачек напротив восьмого трамвайного парка. И еще – несбывшиеся мечты об удобном и экологичном городском транспорте, способном быстро и с комфортом домчать петербуржцев до Ораниенбаума – Ломоносова.

– 1990-е годы и начало 2000-х для трамвайной сети Петербурга были тяжелыми, но с 2011-го городские власти начали уделять больше внимания этому виду транспорта, – говорит Сергей Китаев. – По крайней мере сейчас перестали закрываться трамвайные парки, демонтироваться линии и контактные сети, закрываться маршруты. Напротив – наметилось явное развитие.

По некоторым данным, в Петербург из Ленинградской области ежедневно приезжают на работу около 200 тысяч человек. Большинство из них являются на службу уже измученными трудной и долгой дорогой. Очевидно, что наиболее реальной альтернативой крайне дорогому метро для буйно разросшихся городских и пригородных микрорайонов станет именно легкорельс, двигающийся по выделенной полосе быстро (средняя скорость движения трамвая по городу – 15 км/ч, на выделенной линии – 40 км/ч), бесшумно и с удлиненными расстояниями между остановками.

Поводом для оптимизма трамвайщиков сегодня стал ряд проектов, к реализации которых город уже приступает. Самый близкий – проект стоимостью более 30 млрд рублей по реконструкции и новому строительству в Красногвардейском районе, затрагивающий интересы примерно 360 тысяч жителей. Он предусматривает замену 32 единиц подвижного состава, 30 километров трамвайных путей и контактной сети для уже действующих маршрутов от Ладожского вокзала в сторону Ржевки по Наставников, Передовиков и Хасанской, модернизацию тяговых подстанций, а также строительство нового трамвайного парка, площадка под который зарезервирована еще с 1996 года. Новый парк для современного подвижного состава появится уже в ближайшие два года, и это будет настоящий технологический прорыв для городского трамвайного хозяйства.

Формат проекта – государственно-частное партнерство с 30-летней концессией (из них два года уйдет на строительство и запуск). С приходом концессионера и реализацией всех его планов предполагается увеличение пассажиропотока на модернизируемых маршрутах с нынешнего 21 миллиона до 33 млн человек в год. Конкурс уже объявлен, срок подачи документов – до конца 2015-го, победитель станет известен в марте 2016-го.

В портфеле «государственно-частных» проектов, посредством которых город планирует нарастить трамвайную сеть, – строительство линий до Сертолова, Колпина, Красного Села, города-спутника Южный и Кудрова. И это именно проекты, а не мечты, подчеркивают в «Горэлектротрансе»: направления трасс определены, предпроектные работы проведены либо ведутся. Осталось дождаться объявления следующих конкурсов и появления на горизонте ответственных и смелых компаний, которые решатся стать концессионерами и сдвинут наконец с места так долго буксовавший трамвайный вагон.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (5603) от 10.12.2015.


Комментарии