Дмитрий Каминкер завершает работу над скульптурой «Полет шмеля»
Автор посвятил работу «Сказке о царе Салтане» — поэтическому произведению Пушкина и одноименной опере Николая Римского-Корсакова.
ФОТО автора
Как рассказал автор «Санкт-Петербургским ведомостям», его затея — объединить скульптуру, музыку и поэзию. Трехметровая композиция из гранита, чугуна и бронзы показывает ключевой момент сказки — князь Гвидон, обращенный Царевной-Лебедь в шмеля, летит через «окиян» послушать, что о нем и его делах говорят при дворе отца, царя Салтана. Силуэт кораблика отсылает к рисунку Воина Андреевича Римского-Корсакова, старшего брата композитора, служившего на Тихом океане капитаном исследовательской шхуны «Восток». Это изображение Воин Андреевич отправил в письме восьмилетнему брату Нике в его родной Тихвин.
Спрашиваю Каминкера, зачем так много информации в сравнительно небольшой скульптуре. Он поясняет, что около десяти лет назад один меценат загорелся идеей установить в Тихвине, недалеко от Дома-музея Римского-Корсакова памятник «Полету шмеля». Это небольшой инструментальный фрагмент из оперы композитора «Сказка о царе Салтане», который в авторской версии звучит всего 74 секунды. Сейчас существуют десятки переложений для разных солирующих инструментов и ансамблей. «Полет шмеля» стал самым известным произведением Римского-Корсакова, его исполняют по всему миру. Скульптор, получивший предложение (но не заказ!) поработать над «шмелем», видел свою задачу не только как художественную, но и как просветительскую. Каминкер стремился сообщить что‑то важное о сказке Пушкина и братьях Римских-Корсаковых. Но тогда дело продвинулось только до исполнения небольшой модели в одну десятую натуральной величины: энтузиазм мецената быстро угас.
Сейчас все выглядит намного солиднее. В Кронштадте создается Адмиралтейство искусств и ремесел, в состав которого войдет музей, где будут представлены работы современных петербургских художников, а также сад скульптуры на открытом воздухе. Именно для этого сада и предназначен теперь «Полет шмеля». Воин Андреевич Римский- Корсаков и здесь оказался очень кстати. После Дальнего Востока он служил в Кронштадте.
Теперь Каминкер решил сделать свое произведение интерактивным. Если коснуться бронзового глаза насекомого, то из его брюшка зазвучит «Полет шмеля». Сейчас сочиняются несколько вариантов аранжировок: симфоническая, народные инструменты, джаз, рок, которые будут звучать последовательно. Они делаются не только для того, чтобы расширить аудиторию скульптуры. Это позволит избежать проблем с авторскими правами исполнителей, если использовать существующие, а их много, аудиозаписи. Осталось также отшлифовать самую крупную гранитную деталь, которая напоминает кокошник сказочной сватьи Бабы-Бабарихи, и выбить на тыльной стороне скульптуры пушкинские строки «…Тут он очень уменьшился, /Шмелем князь оборотился, / полетел и зажужжал, /Судно на море догнал», а также текст о братьях Римских-Корсаковых.
Премьера «Полета шмеля» Каминкера назначена на октябрь в Русском музее, на выставке петербургского искусства из будущего кронштадтского музея, который создают меценаты братья Саулиди. А скульптор уже увлечен новой работой. Киностудия «Ленфильм» предложила Каминкеру создать объект для круглой площадки перед главным зданием студии на Каменноостровском проспекте, 10. Вот что он говорит о новой работе: «Придумал инсталляцию «Снимается кино» с атрибутами золотого века отечественного кинематографа — пленочная камера, прожектор, режиссерское кресло (теперь — для селфи), рупор и «хлопушка». Они будут установлены на стальную конструкцию из букв «ЛФ» — «Ленфильм».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (7476) от 10.08.2023 под заголовком «Звук в камне».
Комментарии