Для дворца – попроще?

После нашей публикации («Придворная история» от 10 февраля с. г.) о планах создать атриумы во внутренних дворах Михайловского дворца – главного здания Русского музея мы связались с автором этого замысла архитектором Михаилом ФИЛИППОВЫМ. Он сообщил, что фактически отстранен от работы... И согласился ответить на наши вопросы.

Для дворца – попроще? | Проект атриумов Михайловского дворца, разработанный Михаилом Филипповым. <br>Предоставлено Михаилом ФИЛИППОВЫМ

Проект атриумов Михайловского дворца, разработанный Михаилом Филипповым.
Предоставлено Михаилом ФИЛИППОВЫМ

– Расскажите о сути вашего проекта?

– Не буду пересказывать почти 200-летнюю историю великокняжеского дворца, построенного великим Карлом Росси для Михаила Павловича и выкупленного у его наследников для создания Русского музея.

Для меня важно, что, когда этот музей создавался, России, а потом и всему миру была открыта русская икона, петровский портрет, вся история русского искусства. Это было возвращение века Просвещения. Таких музеев больше нет в мире, остальные сформировались как собрания частных коллекций. Русский музей изначально собирался как энциклопедическое собрание, позже дополненное русским авангардом.

И это породило серьезнейшее противоречие.


– В чем оно заключается?

– Памятник архитектуры Михайловский дворец неприкасаем. Но к нему необходимо прикасаться. Потому что ценность музейного собрания больше, чем ценность самого дворца. Вижу только один аналогичный пример – Московский кремль. Это памятник, входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и одновременно действующий комплекс государственных учреждений со своим сложным режимом.

В каждом конкретном случае вопросы приспособления должны решаться индивидуально. Музей требует вентиляции, систем поддержания температуры и влажности, путей эвакуации сотен людей и т. д. Не говоря уже о фондах, рабочих местах сотрудников, мест для образовательных занятий с посетителями.

Когда в 2002 году я начинал работу с Русским музеем по заданию Всемирного банка, то все это учитывал. В задании было только перекрытие дворов и создание рекреационного пространства с лифтами.


– Этого вам показалось недостаточно?

– Выяснилось, что скат кровли внутрь занимает больше половины ее площади. Если перекрыть только дворы, то зимой образуются снежные мешки. А их нельзя растапливать, сильно нагревая крышу, рядом расположены музейные фонды. Поэтому я предложил установить плоскую кровлю «по коньку».

Тогда получается большой мансардный этаж, дополнительно три тысячи квадратных метров, которые глупо не использовать как выставочное пространство. Совет по культурному наследию Петербурга одобрил эту идею. Ее поддержали эксперты Всемирного банка, в том числе главный архитектор Версаля.


– Но процесс остановился больше чем на 10 лет?

– Всемирный банк – большая бюрократическая организация, они много раз собирались, но тогда денег так и не нашли. К этой теме вернулись только в 2013 году. Но к этому времени я задумал более сложное решение для атриумов.


– Какое?

– Сначала о правом (если смотреть от площади Искусств) дворике. Назову его церковным, поскольку рядом с ним проходит лестница, ведущая в церковь Св. Михаила. И рядом древнерусский отдел музея и фонды икон. Этот дворик я предлагаю сделать напоминающим церковное пространство с намеком на крестово-купольную систему. Чтобы поместить иконы подобно тому, как их устанавливают в иконостасах, а не как картины на стенах.

Внизу на первом этаже – «крипта» с древнерусскими иконами, на втором этаже тоже «церковное» пространство, но решенное архитектурой коринфского ордера в духе россиевской парадной лестницы дворца. И там разместить иконы XVIII – XIX веков, от Боровиковского до Васнецова.

Другой, левый дворик включает купольный конференц-зал, спроектированный по просьбе музея. Сначала хотел сделать там библиотеку, но, как я понимаю, музей собирается выводить ее из Михайловского дворца. Второй этаж этого двора решен в том же россиевском ампире.

Важное обстоятельство: все новые несущие конструкции не опираются на исторические стены.


– По третьему этажу проект остался прежним?

– Полностью сохраняется стропильная система Росси с родными мощными деревянным балками, создается цепочка выставочных и хранительских помещений. Эскиз был готов в 2014 году, самый новый вариант относится к 2015 году.


– Вы показывали его экспертам?

– В 2014 году, после того как Всемирный банк стал снова рассматривать возможность финансирования создания атриумов, проект решил посмотреть научно-методический совет по культурному наследию Минкультуры.

Как я узнал позже, компания «ЛенПолпроект», с которой мы сотрудничали и которая в 2002 году подавала на конкурс Всемирного банка мой первый проект, принесла в Минкультуры старый вариант.

По инициативе Андрея Баталова, главного архитектора музеев Московского кремля, члена президиума совета, на заседание меня пригласили с актуальным вариантом.


– Проект получил одобрение?

– Получил, но на то же самое заседание, «ЛенПолпроект» принес альтернативный проект. С обычным стеклянным атриумом, как в супермаркете.


– И что сказали эксперты?

– Они отказались его обсуждать, сочтя несерьезным. А вскоре я получил от «ЛенПолпроекта» письмо: мое новое предложение ими не принято как не соответствующее противопожарным нормам. Что неправда. Обратился за объяснениями и понял, что мой труд никому не нужен.


– Сколько стоит ваш проект?

– 70 млн рублей. Это нормальная цена, не более 10% от стоимости работ. Вероятно, нашли архитекторов, сделавших проще и дешевле.


– Но во времена кризиса разве не следует экономить?

– Именно потому, что кризис, надо делать все, чтобы повысить статус русского искусства. На мой взгляд, сейчас необходимо организовать выставку всех проектных предложений в Русском музее и провести общественное обсуждение. Чтобы каждый мог все увидеть и высказаться. Для меня очевидно, что решающее слово остается за органами охраны памятников и руководством Русского музея.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (5644) от 16.02.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.