Для обеспечения движения по высокоскоростным железнодорожным магистралям потребуется более 290 поездов
Более 290 поездов потребуется, чтобы обеспечить движение по пяти будущим высокоскоростным железнодорожным российским магистралям. Об этом сообщили на днях в машиностроительном холдинге, которому правительство РФ поручило производство таких составов. Первая партия из 28 поездов, естественно, предназначена для ВСМ Петербург — Москва, срок ее готовности — 2028 год. Поезда будут иметь четыре класса обслуживания и состоять из 8 или 16 вагонов. Они станут строиться по специальным инновационным проектам, впервые в России.
ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС
Опытный образец российского поезда планируют представить в 2026 году. Для скоростных составов должна быть создана соответствующая инфраструктура. Под новую железную дорогу реконструируют станцию Санкт-Петербург-Главный и построят техническую станцию Обухово-2. В Москве для нее будет возведено несколько дополнительных терминалов.
Отметим также, что в июне кабинет министров утвердил распоряжение о строительстве первой в стране высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Петербург. В документе определены основные условия концессионного соглашения, на основе которого будет идти реализация проекта. Согласно распоряжению, от имени государства будет выступать холдинг «Российские железные дороги».
— Реализация крупных транспортных проектов за счет концессионных соглашений в нашей стране хорошо освоена. Достаточно вспомнить строительство автотрассы М11 «Нева» между Петербургом и Москвой. Интенсивность деловых связей между двумя столицами будет только нарастать, а за счет скоростного движения они еще более уплотнятся, так что концессионер в убытке точно не будет. Исходя из экономических выкладок, следует, что высокоскоростное движение в первую очередь востребовано между двумя крупнейшими мегаполисами страны, поэтому первой ВСМ в России станет именно Петербург — Москва, — подчеркнул руководитель Совета по проблемам транспортных систем Петербургского отделения РАН Олег Белый.
Строительство магистрали разбито на два участка. Первый — от Петербурга до подмосковного Зеленограда, его стоимость оценивается в 1 трлн 755 млрд рублей. Это основная трасса ВСМ, именно ее строительство будут вести в рамках концессионного соглашения, о котором говорится в распоряжении правительства РФ. Второй участок — прокладка выходов из Москвы. Их сооружение планируется в рамках инвестиционной программы РЖД. В столице будет создано четыре терминала для поездов ВСМ: Зеленоград-Крюково, Петровско-Разумовская, Рижская и Ленинградский вокзал.
Что же касается поездов, то пассажиры смогут выбирать для себя уровень комфорта. Планируется запустить два типа поездов: «Бизнес» и «Стандарт». Первый будет включать повышенные классы обслуживания, в «Стандарт» войдут эконом, семейный, туристический классы. Потенциал пассажирских перевозок между столицами оценивается высоко. Ожидается, что с вводом в эксплуатацию магистрали пассажиропоток между Петербургом и Москвой увеличится на 35 % и достигнет 43,4 млн пассажиров в год.
В Минтрансе считают, что запуск высокоскоростной магистрали также позволит увеличить пропускную способность железных дорог, разгрузить аэропорты, будет способствовать росту внутреннего туризма. Строительство отдельной пассажирской линии освободит для грузоперевозок существующую железную дорогу между Москвой и Петербургом. По расчетам, это позволит нарастить перевозку грузов на 30 млн тонн — до 74 млн тонн в год. Кроме того, запуск ВСМ обеспечит создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений и появление новых индустриальных кластеров в зоне прохождения путей.
Высокоскоростная магистраль Петербург — Москва станет первой ласточкой в прокладке в России электрифицированных железнодорожных линий для движения со скоростями от 200 до 400 километров в час. Сейчас в стране таких путей нет. Однако уже разработаны и представлены проекты пяти будущих высокоскоростных магистралей. Протяженность сети этих ВСМ составит 4671 километр.
Первая Петербург — Москва, ее протяженность 679 километров, время в пути 2 часа 15 минут. Проект ВСМ-2 Москва — Екатеринбург получил название «Восток», длина трассы — 1532 километра, время в пути — 6 часов 36 минут. ВСМ-3 «Юг» Москва — Адлер, протяженность — 1540 километров, время в пути — 7 часов 50 минут. ВСМ-4 — международный проект Москва — Минск, получивший название «Союз», расстояние — 715 километров, время в пути — три часа. ВСМ-5 Москва — Рязань, протяженность трассы здесь невелика — 205 километров, время в пути чуть больше часа, 65 минут.
— Создание комфортности и учет социальных аспектов особенно необходимы при реализации пассажирских транспортных проектов. В частности, для скоростной магистрали важно, чтобы пассажиры доставлялись не на окраины, а в центр мегаполиса. В этом одна из сложностей реализации проекта. По территории города состав не может двигаться с предельной скоростью, и это требует точного расчета, — отметил эксперт редакции по транспортному строительству профессор Виталий Зенцов.
В Петербурге для ВСМ планируется строительство нового вокзала вблизи Лиговского проспекта — на участке между Атаманской улицей и нынешним торговым комплексом на Лиговском.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (7692) от 27.06.2024 под заголовком «Поезда для магистрали».
Комментарии