Диссонанс без дисплея. С архитектурного монстра на Владимирской площади убрали огромный экран

Одна из самых известных градостроительных ошибок Петербурга в XXI веке - торгово-офисный центр «Регент-холл» на Владимирской площади - изменил свой облик... Нет, дом не стал краше. Но теперь на его фасаде нет огромного рекламного экрана.

Диссонанс без дисплея. С архитектурного монстра на Владимирской площади убрали огромный экран | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

За историей появления этого архитектурного монстра «Санкт-Петербургские ведомости» следили особенно пристально - редакция расположена неподалеку. Все началось в 2004 году, когда площадку перед вестибюлем станции метро «Достоевская» оградили синим забором. Пространство это имело свой замысел. Оно не только позволяло без труда найти вход в подземку (что сейчас, к слову, сделать не так-то просто) - в конце 1980-х годов планировалось расширить узкую Владимирскую площадь на север. Тогда под градостроительно-разрушительными планами пало только Владимирское епархиальное училище, а вот соседний дом Дельвига удалось отстоять группе спасения.

Когда власти города решили не просто восстановить исторические контуры площади, но и уплотнить квартал, от КГИОПа поступило лишь одно требование: воссоздать училище. И ладно бы застройщик сделал его двухэтажным, как раньше. Нет! «Восстановленный» фасадик прилепили к... восьмиэтажному новому зданию. Автором этого гибридного творения, нахально сравнившегося ростом с колокольней старинного храма XVIII века, стал Петр Юшканцев, руководитель 14-й мастерской «ЛенНИИпроекта».

Здание, введенное в эксплуатацию в 2006 году, каких только бранных слов от петербуржцев не заслужило! За нелепую архитектуру, за градостроительное вмешательство в перспективы Кузнечного переулка и Владимирского проспекта... Всемирный клуб петербуржцев в 2012 году занес «Регент-холл» в свою «черную книгу». Как пояснял тогда председатель экспертного совета клуба Иван Уралов, внесение в такую книгу несет потери для репутации застройщиков и проектировщиков, против творений которых высказываются авторитетные петербуржцы. Не остались в стороне и простые горожане: по итогам проекта «Архрейтинг», в рамках которого изучается мнение жителей о новых зданиях в центре Петербурга, «Регент-холл» получил 11,4% положительных откликов, что является одним из самых низких показателей (6-е место снизу из 270 новостроек, появившихся в историческом центре в XXI веке).

Чиновники от архитектуры выражались осторожнее. Бывший в годы строительства здания главным архитектором Петербурга Александр Викторов даже после ухода из Смольного говорил: «Это здание вычурное немножко... А все градостроительные требования там соблюдены». Следующий главный архитектор, Юрий Митюрев, в интервью «Санкт-Петербургским ведомостям» 2011 года, давая оценку разным скандальным объектам, добавил: «А «Регент холл» я оставлю без комментариев».

Свой вердикт зданию вынесла тогдашний губернатор Валентина Матвиенко, отнеся здание к категории градостроительных ошибок. Позднее КГИОП включил его в список диссонирующих объектов (это означает, что в случае реконструкции «необходимо снизить их негативное воздействие путем уменьшения этажности или остекления»).

«Регент-холл», затем переименованный в «Ренессанс-холл», его создатели хотели сделать запоминающимся, обращающим на себя внимание. Над «воссозданным» крохотным фасадиком Владимирского училища смонтировали огромный дисплей, в темное время суток озаряющий площадь напротив Владимирского собора чудовищной современной рекламой. Гендиректор управляющей компании «Регент холл» Андрей Шаповалов в то время, когда этот экран монтировали, уверял редакцию «Санкт-Петербургских ведомостей»: «У управления эстетики и комитета по градостроительству и архитектуре Смольного была определенная позиция, что надо согласовать с церковью. Я лично обсуждал этот вопрос с митрополитом Владимиром - и он дал нам благословение...». Видимо, поэтому на мониторе долгое время транслировались в том числе церковные видеоролики - например, посвященные религиозным праздникам.

Но в начале нынешней осени очевидцы заметили леса, которые возвели вокруг громадного дисплея. А когда их сняли, оказалось, что экрана и след простыл. Вместо него на днях фасаду сделали недостающее остекление, а еще смонтировали четыре колонны-трубы на уровне третьего-четвертого этажей. Была ли это изначальная задумка проектировщика или это новая версия рисунка фасада, выяснить не удалось: поговорить с господином Юшканцевым не получилось.

Впрочем, что с экраном, что без него «Регент-холл» остается градостроительной ошибкой. А попытки переделать его фасад в неоклассическом стиле, предложенные в свое время архитектором Сергеем Политиным и одобренные многими жителями, успехом пока не увенчались.

#градостроительство #архитектура #застройка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (6560) от 05.11.2019 под заголовком «Диссонанс без дисплея».


Комментарии