Дискуссия о памяти: уместны ли миниатюры военных мемориалов?
…Я вырос недалеко от площади Победы с ее величественным монументом Героическим защитникам Ленинграда и с детства привык время от времени приходить сюда, в этот торжественный зал под открытым небом, где стихает городской шум, — чтобы остаться наедине со своими мыслями — мыслями о тех, благодаря кому я живу. Пожалуй, есть только одно столь же величественное место в России — Зал воинской славы на Мамаевом кургане с пробирающей до дрожи музыкой немецкого композитора Шумана. Но там — музыка, а тут — тишина.
ФОТО Полины АКИМОВОЙ
То, что я увидел на площади Победы накануне 9 Мая, до сих пор не дает покоя. Знакомый мне с детства монумент кто‑то решил «дополнить» — установить уменьшенные копии памятников, посвященных Великой Отечественной: вот мини-«Родина-мать», а вот — мини-«Тыл — фронту»… Зачем?
Не сомневаюсь, что те, кто придумал такую экспозицию, руководствовались самыми лучшими побуждениями. Но площадь Победы все‑таки не музей «Россия в миниатюре», не познавательное пространство. Это место Памяти. Да и уменьшение размеров знаменитых скульптур, на мой взгляд, является нарушением авторских прав художников и скульпторов, долго и детально продумывавших впечатление, которое должны будут оставлять их творения. Кроме того, согласитесь, «уменьшенная» «Родина-мать» выглядит как‑то неловко…
Увы, это не единственный случай, когда воинский монумент пытаются как‑то «приукрасить», придать ему, если хотите, некоторую «интерактивность». Хотя просто скорбного молчания было бы вполне достаточно.
Рядом со станцией Детскосельская взяли и передвинули мемориал «Здесь проходил передний край обороны Ленинграда». Оставим в стороне абсурдность произошедшего: передний край обороны был передвинут в угоду коммерческим интересам. В конце концов, мемориал этот с самого начала вел «активный» образ жизни и перемещался, так что никто уже не может точно сказать, где его следовало установить.
Но стоило ли при его размещении на новом месте устанавливать неподалеку качели и санитарный модуль? Кому в голову пришла дикая мысль: почтить память и заодно покачаться на качелях? Или имелось в виду другое — мол, там, где гремели бои, теперь мирно играют дети?..
Петербург — город особенный. Особенный хотя бы тем, что пережил самую страшную блокаду в истории человечества. Он сам по себе символизирует победу жизни над войной и смертью. И он слишком горд, чтобы присваивать себе памятники чужой славы, и слишком строг, чтобы позволить качаться на качелях над вчерашними траншеями.
Сергей ЖИЛЮК
ОТ РЕДАКЦИИ. Как известно, установленная в Волгограде скульптура работы скульптора Евгения Вучетича и инженера Николая Никитина представляет собой аллегорический образ Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. Копия этого знаменитого памятника, установленная на площади Победы, вызвала не самую положительную реакцию не только у нашего читателя, но и у многих горожан.
Флотоводец на месте храма. Памятник Фёдору Ушакову появился на площади Труда в прошлом годуПетербуржцы возмутились, что скульптор, создавший миниатюрную копию статуи, обошелся с ней весьма вольно: он изобразил «Родину-мать»… в сандалиях, напоминающих пляжные тапочки. Напомним: в отличие от копии настоящая «Родина-мать» босая. Именно эта деталь — искажение авторского замысла — вызвала немалое недовольство горожан. Петербуржцы настояли на том, чтобы «неправильную» статую убрали до празднования Дня Победы, что и было сделано.
Но, на наш взгляд, дело не только и не столько в тапочках, «украсивших» скульптуру. Подлинная «Родина-мать», установленная в Волгограде, грандиозна, величественна, монументальна. Памятник высотой 87 метров, где 52 метра приходится на саму фигуру женщины, считается одной из самых высоких статуй в мире. (В этом «рейтинге» она занимает одиннадцатое место — после монументов в Индии, Японии и Китае.)
И едва ли это тот памятник, который можно по чьему‑то желанию, пусть и самому благородному и патриотическому, уменьшать в размерах и затем тиражировать. Идя по такому пути, мы неизбежно рискуем превратить наши мемориалы из мест памяти и скорби в некий «парк развлечений». А в них, как известно, действуют совершенно иные правила, нежели в музейном или мемориальном пространстве, которым, несомненно, является вся территория монумента Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы.
Понятно, что нынче мы живем в эпоху упрощения норм и понятий, когда грани между приличием и неприличием смещаются и несколько размываются. Понятно и то, что уменьшенная копия скульптуры «Родина-мать» — прекрасное место для модного нынче селфи. И, наверное, не стоит осуждать людей, которые хотят запечатлеть себя возле нее, дабы потом эта фотография хранилась в семейном альбоме и напоминала о днях празднования 80‑летия Великой Победы.
Сохранение памяти о замечательном событии — без сомнения, прекрасное и нужное дело. Однако, положа руку на сердце: не слишком ли мы вольно стали обращаться с подобной возможностью? Площадь Победы — поистине священное место, создатели задумывали его как символический храм Памяти, посвященный подвигу защитников и жителей Ленинграда. Насколько уместно делать фотопортреты на его территории? Проводя аналогию: вряд ли кто‑то посчитает нормальным позировать в церкви, на фоне икон и алтаря (хотя, к сожалению, сегодня и такие найдутся).
Да, в плане самовыражения в социальных сетях времена сегодня довольно вольные, хотя, разумеется, и ограниченные рамками законов. Но давайте все‑таки прислушиваться к голосу разума и, прежде чем где бы то ни было нажать на кнопку смартфона и сделать фото, не забывать о чувстве меры и о таких понятиях, как такт и деликатность…
Читайте также:
Блокадная отметина. «Дом № 45 по Таврической под огнём врага оказался дважды»
«Прорыв» на площади Победы: каждая деталь монумента наполнена символическим значением
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7935) от 26.06.2025 под заголовком «Место Памяти».




Комментарии