Диаметр двинулся в море
Несколько десятков сварщиков соединяют так называемые коробки в единую конструкцию. Затем многотонную ферму длиной от 105 до 120 метров аккуратно катят на огромных роллерах в сторону залива, от одной мощной опоры до другой. Так методом надвижки Западный скоростной диаметр продвигают в море в обход западной оконечности Крестовского острова. До завершения строительства ЗСД остается меньше года.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
На строительной площадке, устроенной вблизи улицы Савушкина, почти всегда ветра. Близость залива ощущается особенно, если поднимешься на пару десятков метров ввысь – непосредственно на 8-полосное дорожное полотно ЗСД. Около 700 метров трассы, примыкающей в этой точке к северному участку диаметра, уже практически полностью готовы. Установлены даже осветительные опоры, собраны конструкции для крепежа шумо- и пылезащитного ограждения. На уложенное бетонное основание осталось нанести два слоя асфальта да разметку. И с каждой неделей трасса продвигается дальше на юг.
В конце лета строители приступили к сооружению железобетонной плиты над устьем Большой Невки. Сваренные в единое целое объемные металлические коробки, балки и арматура становятся, на языке специалистов, пролетным строением. Болтовые соединения здесь тоже есть, но в основном применяется сварка как наиболее надежный способ. Тем более что каждая операция, в том числе качество сварных швов, тщательно контролируется. По оценкам экспертов, сооружение простоит никак не меньше известных в нашем городе американских мостов, а те проработали без капитального ремонта более сотни лет.
Этими пролетными строениями, или фермами, наращивают прокладываемую трассу, как уже сказано, методом надвижки. Причем с обоих берегов устья Большой Невки – со стороны улицы Савушкина и от Крестовского острова.
– Соединение над заливом на этом участке произойдет в декабре, стык – всегда большое и радостное событие для строителей, – отмечает Андрей Цапу, представитель ООО «Магистраль северной столицы», одной из главных организаций – участниц государственно-частного партнерства по сооружению ЗСД.
Сборка пролетных строений и их надвижка для строителей работа хоть и ответственная, но привычная, рутинная. Сейчас уже можно считать, что многие наиболее сложные операции на строительстве Западного скоростного диаметра завершены. К примеру, опоры эстакад установлены по всей длине центрального участка ЗСД.
Каждая из этих опор – сооружение само по себе уникальное, в их основании по 10 – 12 свай, уходящих на 35 метров в глубину грунта. Эти сваи в свою очередь тоже непростые, не те, что забивают строительными бабками. Каждая из них более метра диаметром – 120 см. Сваи буронабивные, то есть в грунте сначала бурится соответствующий их диаметру колодец, затем проем набивают бетоном, скрепляют арматурой. Качество полученного сооружения, то есть сваи, проверяется на статические нагрузки – мощным домкратом с усилием полторы тонны, а также на их динамические свойства. Свая не должна «ходить» в почве, выталкиваться грунтом или, наоборот, утопать.
Впрочем, вся эта работа уже закончена, и проплывающие на теплоходах в устье Невы и ее разветвлениях пассажиры могут видеть над морем дорожные опоры, пока еще не оседланные фермами будущей трассы. Как и пилоны – еще одно сложное высотное сооружение ЗСД, с их помощью возводился вантовый мост через Большую Неву и переход над корабельным фарватером.
Центральный участок ЗСД длиной 11,7 километра сложен для прокладки именно из-за большого количества водных преград. Кроме двух названных вантовых мостов строят еще стальной двухъярусный над Морским каналом. Это единственный участок ЗСД, где дороги в противоположные направления будут пролегать не рядом, а пойдут одна под другой. Высота так называемого судоходного габарита, проще – высота моста, здесь 52 метра, а длина центрального пролета – почти 170.
Большая часть Западного скоростного диаметра – почти 35 километров из 46,6 общей его протяженности – на севере и юге Петербурга уже эксплуатируется. Кстати, это первая в России внутригородская платная дорога. Сооружение центрального участка со всеми его мостами, тоннелем под рекой Смоленкой и полутоннелем вдоль Васильевского острова планируется завершить уже в середине будущего года.
Времени осталось совсем немного, и работа на всей трассе участка, не только в устье Большой Невки, ведется круглосуточно. Где-то укрепляют пилоны, основание одного из них из-за подвижек в грунте пришлось дополнительно бетонировать, в других местах устанавливают фермы на опоры эстакады, сооружают мосты. А некоторые участки дороги уже готовы к асфальтированию – финальной операции по сооружению скоростной трассы.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (5539) от 08.09.2015.
Комментарии