Диалог с «умной» машиной. На Кировском заводе переходят к «индустрии 4.0»

Цифровая революция, о которой так много сейчас говорят, шагнула-таки на производство. Первую в России интеллектуальную платформу для удаленного мониторинга и управления заводским оборудованием, которую создает ведущий системный интегратор «Энвижн Групп» (входит в компанию «Мобильные Телесистемы»), внедрит на своих площадках Кировский завод. Соглашение о стратегическом партнерстве для работы над этим проектом и тиражирования готовых решений компании подписали на XI Петербургском международном инновационном форуме.

Диалог с «умной» машиной. На Кировском заводе переходят к «индустрии 4.0» | Фото: MustangJoe /  pixabay

Фото: MustangJoe / pixabay

Автоматизированные системы, управляющие станками, используются на производстве давно, это пройденный этап. Труднее было добиться того, чтобы такие устройства следили за работой всего оборудования в цехе, собирали данные и сигнализировали заводчанам о неполадках. Но едва удалось подняться на эту ступень, как возникла мысль: почему бы машинам не командовать в обычном режиме всем производственным процессом, общаясь при этом с людьми?

Подписанное на форуме соглашение преследует именно такую цель. Довольно амбициозную, ведь речь идет ни больше ни меньше как о применении в промышленности искусственного интеллекта и принципиально новых коммуникационных IТ-решений, чего в Петербурге не делал никто. Впрочем, во всей России едва ли найдется компания, которая, замахнувшись на такую масштабную работу, довела бы ее до ума.

Да и Кировский завод решил покорить технологические высоты во многом потому, что начинать машиностроителям довелось не с чистого листа. Некоторые элементы этой системы два предприятия, входящие в машиностроительный холдинг - «Киров-Энергомаш» и Завод буровых технологий, - уже использовали.

«Представьте картину: выходной, на пикник выезжает группа людей, - поясняет Николай Чегаев, директор по персоналу Кировского завода. - Один взялся привезти мясо, другой мангал, третий шампуры, и в нужное время все должны оказаться в одном месте. Но если кто-то забыл выполнить обещанное, ничего не получится. Так вот заводскому мастеру приходится ежедневно с утра до вечера налаживать работу на своем участке, чтобы и у него все сошлось. Но когда мы установили датчики, это помогло ему контролировать ситуацию: он сразу увидел, где какой станок простаивает и почему: случилась поломка или нет комплектующих».

Причем информацию мастер получал, взяв в руки смартфон и используя обычный мессенджер, то есть мобильное приложение для обмена сообщениями. Этого оказалось достаточно: устанавливать в цехе дорогостоящие компьютерные системы на первых шагах было необязательно. А вот коэффициент загрузки станков, попавших в поле зрения таких «наблюдателей», за первые два месяца вырос более чем вдвое, до 85 - 90%. Это равносильно покупке двух новых единиц такого же оборудования с числовым программным управлением.

Но если идти дальше, наделяя электронных помощников дополнительными функциями, чтобы они взаимодействовали с персоналом завода, без специальной коммуникационной платформы не обойтись. Она станет собирать данные, скажем, о работе станочного парка, сборочного цеха или складского подразделения, обдумывать информацию и принимать оптимальные решения.

По словам Павла Коротина, директора петербургского филиала «МТС», это уже, собственно, и есть переход к «индустрии четыре ноль». То есть четвертая промышленная революция, которая в скором будущем, как убеждают эксперты, охватит все сферы человеческой жизни, включая производство, где в роли главного менеджера выступать будет искусственный интеллект.

«Сколько средств нам понадобится, говорить рано, - комментирует Сергей Кузьмин, гендиректор «Энвижн Групп». - Думаю, на старте обойдемся без существенных вложений, а по мере развития проекта будем расширять функционал системы. И главными инвестициями станут опыт и компетенции каждой из сторон: у нас же не коммерческое, а стратегическое партнерство».

Задача, однако, не из легких: умную индустриальную платформу нужно будет «собирать» без всяких подсказок, создавая настоящее ноу-хау. За рубежом на крупном заводе, где всюду стоят автоматизированные линии и участие человека сведено к минимуму, подключать его к «диалогу» машин нет необходимости. А в России, напротив, ключевая роль отведена управленцам, и на производстве действуют лишь отдельные элементы подобной системы. Так что изобретать велосипед не придется - его попросту нет.

Но применение такой платформы качественно изменит модель бизнеса за счет возможностей, которые обеспечивают цифровизация и анализ производственных данных, а также применение высокоскоростных сетей для быстрой и защищенной передачи информации.

«Если один станок сможет работать в полную силу, покупать другой, чтобы увеличить выпуск продукции, будет незачем, - отмечает Виктор Верниковский, директор по информационным технологиям Кировского завода. - Эффективное использование оборудования оптимизирует основные процессы и сэкономит немалые средства».

Рабочая группа по созданию и обкатке такой универсальной интеграционной платформы на двух указанных предприятиях холдинга уже создана. Когда система начнет действовать (первые результаты инициаторы пилотного проекта надеются получить в 2019 году), цифровая революция охватит остальные его структуры. А на следующем этапе отработанные решения соавторы смогут тиражировать, продвигая интеллектуальный продукт в другие отрасли.

«Усилия по достижению результата, - добавляет Павел Коротин, - в русле общей работы нашей компании, которая участвует в проекте «Умный город Санкт-Петербург» и первой в России запустила в тестовом режиме сеть для Интернета вещей, позволяя датчикам коммуницировать на выделенном диапазоне частот». Другими словами - общаться между собой по определенным алгоритмам без участия человека. А теперь нужно «научить» этому производственные интеллектуальные системы.

#Кировский завод #технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (6334) от 03.12.2018 под заголовком «Диалог с «умной» машиной».


Комментарии