Диагност ползучий

Главный летне-коммунальный вопрос: сколько горожанам терпеть профилактические отключения горячей воды? Ну два-три дня - еще терпимо. Но жить с тазиками и лейками две недели! Вопрос звучит из года в год, а ответа все нет и нет. Вернее, специалисты в ответ говорят какие-то слова, которые забываются через час-другой. И опять хочется спросить: доколе?

Диагност ползучий | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Последний из таких ответов все-таки запомнился. Несколько лет назад кто-то из тепловиков намекнул на скорое развитие технологий, которые поднимут диагностику труб на небывалую высоту, и вот тогда...

Почти восемь лет назад в «Теплосети СПб» начали применять новые методы диагностики магистралей больших диаметров: от 600 до 1400 мм. Датчики крепятся на робота, напоминающего видом игрушечный трактор на гусеничках. И эта «игрушка» ползает внутри трубы, фиксируя толщину ее стенок.

- Мы сотрудничаем с группой компаний «Диаконт», который разрабатывает и внедряет разнообразные методы обследования, - рассказывает руководитель службы диагностики Дмитрий Чуйко. - Сначала мы попробовали акустический метод на трубах большого диаметра. Однако достоверность показаний составила всего около 40 процентов. Теперь применяем магнитный метод. Он, как мы убедились, позволяет наилучшим образом выявлять критические для магистралей дефекты. Акустику тоже не забываем. С ее помощью с нынешнего лета начали проверять трубы диаметром до 600 миллиметров. Это внутриквартальные сети.

А теперь немножко цифири. «Теплосеть СПб» - настоящий энергетический монстр, который обеспечивает передачу 50 процентов всей тепловой энергии, потребляемой городом. В его арсенале 700 километров магистральных и около 1800 километров внутриквартальных трубопроводов. За восемь лет - с 2009-го по 2016 год - с помощью робота-диагноста обследовано... более 20,2 километра трубопроводов. Выходит, по 2,5 километра в год?! То есть на диагностику всего магистрального хозяйства «Теплосети» при таких темпах понадобиться... 280 лет.

Правда, в текущем году произошел почти что прорыв, так сказать научно-техническая революция. И компания запланировала обследовать роботом аж целых 6 километров.

- Это недешевая технология, - поясняет Дмитрий Чуйко. - При этом мы не являемся владельцами ни технологии, ни оборудования. Мы заказываем соответствующие услуги. А выполняют заказ специалисты дочерней компании «Диаконта» по мере наших финансовых возможностей. Правда, они прислушиваются к нашим замечаниям и пожеланиям. И достаточно быстро вносят усовершенствования в свое оборудование...

Сколько именно стоят услуги крошки-робота, Дмитрий Чуйко не сказал - коммерческая тайна. Что касается замечаний и пожеланий, то особо отмечено, что с каждым годом робот работает все точнее и точнее, все быстрее и быстрее. Сейчас его скорость составляет уже 20 метров в час. И за одно «погружение» в трубу он проползает все большее и большее количество метров.

Диагностика выглядит так. К тепловой камере (это небольшой заглубленный бетонный «бункер», через который проходит труба и где есть возможность забраться в нее) подъезжает фургончик с оборудованием и специалистами. Робота десантируют в трубу, и он ползет, «ощупывая» стенки. Все, что «видит» и «осязает» робот (вернее, камера и система магнитного контроля, которую он тащит на себе), в режиме online отражается на мониторе компьютера. Специалист может моментально расшифровать информацию, переданную датчиками. Так, за нынешний еще не завершившийся сезон робот выявил 100 метров ненадежных труб. Хотя успел проползти всего 4 километра.

Проблема в том, что с блоком управления робот соединен кабелем длиной 330 метров. В одну сторону от тепловой камеры - 330, в другую - 330. И все. Нужно вылезать из трубы, упаковываться и ехать к следующей тепловой камере. А если она расположена далеко, тогда для диагностики придется вызывать экскаватор и ребят с лопатами, копать яму, вскрывать трубу и запускать в нее робота.

Сколько же времени нужно, чтобы современная диагностика заменила бы собой эти изнурительные и оскорбительные отключения горячей воды?

- Строго говоря, ни новый магнитный метод, ни использование робототехники и не призваны прекратить практику отключений горячего водоснабжения, - поясняет Дмитрий Чуйко. - Робот не может работать в воде. Тем более в горячей. Так что в любом случае придется осушать трубу. Есть вообще-то диагностические системы, способные работать в воде, но только в подготовленной. Ее сначала надо очистить от агрессивных веществ, способных разрушить сложные устройства робота...

В общем, на «игрушку» рассчитывать не приходится. Она - быстрее или медленнее - будет ползать по трубам, а горожанам - кому дольше, кому короче - придется греть воду в тазиках. Первое абсолютно не связано со вторым.

Специалисты городского комитета по энергетике и инженерному обеспечению сразу начинают цитировать правила подготовки централизованной системы отопления и горячего водоснабжения к зиме. А в правилах сказано, что сети нужно обязательно испытывать температурой и давлением, а воду - отключать. Но не дольше двух недель. А про роботов и про сокращение (а в перспективе и прекращения) отключений не сказано ни слова.

Аналогичная ситуация с новейшими технологиями и их связью с ежедневной жизнью горожан сложилась и в ГУП «ТЭК». Компания тоже стремится внедрять современную диагностику: локаторы дистанционного контроля. Изучают в ГУП «ТЭК» и немецкий опыт ремонта труб с помощью разъемных муфт, который пропагандирует Институт теплоэнергетики Петербурга. Вот это оборудование, если верить специалистам института, и позволяет ремонтировать трубы без снижения магистрального давления и опорожнения теплосетей. Но все это в стадии задумок и размышлений. Руководство ТЭК говорит лишь о пилотных проектах и опытной эксплуатации. И не говорит, что предпримет технологический прорыв, чтобы граждане не сидели летом без горячей воды.

- Чтобы избежать профилактических отключений, нужно отказаться от централизованной системы горячего водоснабжения, а греть холодную воду прямо в доме, - пояснили все же в комитете. - Во всяком случае пока нам не прожить ни без температурных испытаний, ни без отключений.

В общем, обладатели стареньких газовых колонок оказались ныне в авангарде научно-технического прогресса в системе ЖКХ.

#диагностика #трубы #роботы

Комментарии