Девятый мусорный вал

47-й регион оказался в сложном положении, когда старая система обращения с отходами устарела, а новая появится нескоро. Отчетливым проявлением такого безвременья стало заметное усиление «экспансии» петербургских коммунальных отходов. И выход из этой ситуации, считают эксперты, один — ужесточить наказание за незаконные свалки. Впервые в Ленобласти три таких уголовных дела уже возбуждены и еще пять-шесть появятся до конца года. А вот бороться с теневым захоронением строительного мусора помогут законодательные меры.

Девятый мусорный вал | РИСУНОК Александра СЕРГЕЕВА

РИСУНОК Александра СЕРГЕЕВА

«Мы убедились, что мусорный бизнес не просто хорошо организован, он имеет отлаженную систему оповещения, — говорит председатель комитета Государственного экологического надзора Ленобласти Михаил Козьминых. — Как только группа проверяющих выезжает в рейд, буквально через час все об этом уже знают и наступает тишь да гладь».

У чиновников, занимающихся этой острой проблемой, в ходу слова и термины из военного лексикона: операция, урон, наступление. Никакого преувеличения, пожалуй, тут нет: масштаб сражения с преступным и очень прибыльным бизнесом, которое ведется с переменным успехом, помогают понять бесстрастные цифры. Проведенный полгода назад анализ показал, что на территории Ленобласти имеются 2803 несанкционированные свалки твердых бытовых отходов (ТБО) общим объемом 1,9 млн кубометров. Треть из них к концу года удалось ликвидировать, причем за счет муниципальных отчислений, а 1670 свалок (1,7 млн кубов) осталось.

Много это или мало? Почти столько же ТБО вывозят за пределы города петербургские транспортники за весь год (!), а ведь официальную статистику пополняет и собственный региональный мусор. Число же обращений в надзорные органы по поводу незаконных свалок и того больше. За одиннадцать месяцев нынешнего года поступило 3652 подобных сигнала — в полтора раза больше по сравнению с тем же периодом 2016-го. Тогда как пару лет назад таких тревожных звонков в области было на порядок меньше.

По мере того как один за другим закрывались переполненные полигоны вблизи Петербурга, мусорный вал со стороны мегаполиса возрастал. Понятно, что на переднем крае обороны оказались близкие к северной столице территории 47-го региона — Всеволожский, Ломоносовский, Гатчинский районы.

Нельзя сказать, что меры не принимаются. В текущем году было возбуждено 1830 дел по статьям административно-правового характера (на 18% больше прошлогоднего) и выписано 1184 штрафа на общую сумму 74 млн рублей. Лишь за последние полгода у горе-предпринимателей было изъято 65 единиц грузовой и строительной техники. Вроде бы чувствительные удары по криминальным структурам. И все же...

Экспертно-лабораторный отдел Лен-облэкоконтроля приводит свои данные. В 2017 году он провел 2,8 тыс. исследований и определил размеры экологического ущерба. Только вдумайтесь: совокупный урон, нанесенный почве, водным объектам, растениям и животным Ленобласти, за один лишь неполный год составил 1,9 млрд рублей. Потому-то специалисты и надеются на жесткие приговоры по такого рода уголовным делам. Если хоть один человек, занимающийся этим незаконным предпринимательством, компенсирует многомиллионный ущерб по каждой мусорной куче из своего кармана и если разорится хотя бы одно теневое предприятие, другие крепко задумаются, убежден Козьминых.

Казалось бы, не дожидаясь этого, надо идти штурмом на пренебрегающий законом бизнес, пуская в ход все средства: на войне как на войне. Но вести наступательные операции нужно ведь только законным путем, не уподобляясь своим, так сказать, оппонентам.

С большой отдачей проходят совместные рейды, в которых кроме экологов участвуют омоновцы и другие представители силовых ведомств. Полезным оказалось почти еженедельное вертолетное патрулирование, позволившее выявить немало потайных мусорных точек. А запустив в небо беспилотник, снабженный устройствами для съемки и определения размеров таких свалок (с точностью до 0,1 метра площади и 0,1 куба объема), специалисты продвинулись еще дальше. Эти данные и лабораторные материалы и составляют теперь в основном доказательную базу следственных органов.

Правда, у людей, связанных с безлицензионной перевозкой, захоронением и переработкой ТБО, немало союзников. Это и владельцы участков, которые позволяют (ясное дело, не бескорыстно) сваливать левый мусор на землях сельскохозяйственного назначения. И чиновники, которые закрывают глаза на такие же нарушения, если они происходят на землях муниципального фонда. А 64% всех несанкционированных свалок, стоит заметить, обнаружены именно там.

Но и тут переломить ситуацию, похоже, удастся благодаря перечню мер, касающихся прежде всего незаконного вывоза строительного мусора и грунта. Так считает Николай Борисов, начальник управления Ленобласти по организации и контролю в сфере обращения с отходами.

Основную часть строительного мусора и грунта нерадивые подрядчики, нанимая транспорт, везут и сваливают где придется под видом инженерной подготовки на стройплощадке. Даже удостоверившись, что это не так, наказать виновных непросто, они найдут отговорку. А проводить госэкспертизу при выполнении таких работ закон не обязывает, она требуется ныне лишь при составлении проекта рекультивации.

Устранить этот перекос на региональном уровне и намереваются парламентарии 47-го региона (в начале 2018 г. подобная норма, как видно, начнет действовать). Кроме того, экологи пытаются установить судебный прецедент, чтобы изымать у землевладельцев, впускающих на свою территорию незаконные свалки, их участки. По мнению Ларисы Додичевой, представителя управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям, только это собственников и остановит. А ведь земли, находящиеся под слоем бетона, кусков асфальта и прочего строительного «вздора», по-хорошему, нужно выводить из оборота надолго.

Раньше, чем кардинально изменится схема обращения с отходами и в данном секторе начнет действовать региональный оператор, покончить с мусорным безобразием не получится. Но надо к этому готовиться. Так, Ленобласть одной из первых в России собирается сформировать региональный кадастр отходов (по опыту Подмосковья и Татарстана), который появится в государственной информационной системе и будет всем доступен. Предприятия и торговые сети, создающие отходы, раз в квартал станут выкладывать там сведения, касающиеся объема и характера их размещения (иначе штраф до 800 тыс. рублей). Такой законопроект в регионе тоже готовится и скоро может быть принят.

А еще областные власти прислушиваются к инициативе Минстроя РФ, предлагающего обязать перевозчиков ТБО устанавливать на машине навигационное оборудование, позволяющее отслеживать ее перемещения. Не исключено, что большегрузы, перевозящие мусор, будут подключены к системе «Платон», чтобы учитывать маршрут и объем привозимых на полигон отходов. Эксперимент, проведенный в Казани, вроде бы убедил в действенности этой меры.

#мусор #свалки #отходы

Комментарии