Район курорта. Для чего восстанавливать исторический концертный зал в Сестрорецке

В предыдущих публикациях о сохранении деревянной архитектуры города и пригородов «Санкт-Петербургские ведомости» рассказывали о приспособлении под жилье двух старинных построек. Сегодня речь пойдет о мечте - воссоздании курзала Сестрорецкого курорта. Недавно эту идею предложила петербургский архитектор Ирина Прощенкова.

Район курорта. Для чего восстанавливать исторический концертный зал в Сестрорецке | Сестрорецкий курзал. Репродукция открытки начала ХХ века из архива автора

Сестрорецкий курзал. Репродукция открытки начала ХХ века из архива автора

- Как вы пришли к этой мысли?

- Практикующий специалист, я ясно представляю себе две вещи. Во-первых, в активно развивающемся Курортном районе Петербурга нет ни одного концертного или театрального здания, сравнимого по своей роли и значимости с курзалом, каким он был в начале ХХ века.

Во-вторых, утрата курзала, произошедшая во время Второй мировой войны, это не только потеря прекрасного образца курортной архитектуры, являющего собой яркий пример здания, выполненного в стиле эклектичного и чрезвычайно рационального балтийского модерна, но и исчезновение целого пласта культурной жизни Серебряного века.

- Интересно, что говорит опыт наших соседей по использованию подобных зданий?

- Выступая на научной конференции по дачной и курортной архитектуре побережья Балтийского моря, я приводила примеры современного использования исторических зданий курзалов в Финляндии, Эстонии и Латвии. Они отреставрированы и функционируют в сезон как рестораны, концертные площадки, в них проводятся фестивали и выставки. Принимая во внимание количество постоянных жителей Курортного района, а также петербуржцев, проводящих там выходные, и гостей пансионатов и санаториев, можно уверенно утверждать, что курзал в Сестрорецке будет успешен в течение всего года.

- А затраты?

- Воссоздание каркасного здания не является сверхсложной и затратной задачей.

- Раз вы заговорили про каркас, то уместно вспомнить историю строительства курзала...

- Идейным вдохновителем организации курорта на побережье Финского залива был председатель правления общества Приморской Петербургско-Сестрорецкой железной дороги Петр Авенариус. Остроумное предприятие для развития железной дороги: за счет посетителей курорта и дачников планировалось увеличить пассажиропоток, а значит, рентабельность перевозок. В 1898 году Министерство земледелия и государственного имущества отвело обществу на берегу залива участок земли порядка 60 гектаров, покрытых парковым сосновым лесом, а уже 10 июня 1900 года состоялось торжественное открытие курорта. К слову сказать, по своей величине и уровню обустройства он превосходил не только русские, но и многие заграничные курорты.

- Кто проектировал курорт?

- Главным архитектором проекта Сестрорецкого курортно-паркового ансамбля был Зигфрид (Григорий) Яковлевич Леви (1850 - 1924). Центром курортной и дачной жизни стал курзал. Средняя часть его первого этажа предназначалась для концертного зала, с правой стороны того зала располагались главный подъезд и вестибюль, к которому примыкали буфетная, столовая ресторана, курительная, гостиная и библиотека. В сезон в курзале проходили балы, устраивались вечера и симфонические концерты.

- Какие оценки получила тогда архитектура Леви?

- Профессор Института гражданских инженеров Владимир Пясецкий отмечал, что «здание курзала, обращенное фасадом к морю, производит впечатление своей выдержанной, оригинальной архитектурой, хорошими пропорциями и формами масс».

- Для сегодняшнего дня Серебряный век - давняя история.

- Но начался не менее прекрасный век, которому крайне необходимо свое культурное пространство, свой курзал. Я убеждена, что восстановленный в соответствии с современными функциональными и техническими требованиями Сестрорецкий курзал, предназначенный для проведения фестивалей, театральных антреприз, концертов, обладающий прочной связью с культурно-историческим и архитектурным контекстом места, с одной стороны, мог бы стать одним из новых культурных символов Петербурга, а с другой - интересным инвестиционным проектом.

#история #наследие #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (6364) от 23.01.2019 под заголовком «Дерево Серебряного века».


Комментарии