2Vtzqv4Hz9U

Депутат Алексей Цивилев — о транспортной реформе, пробках и развитии метро

В рубрике «Парламентская среда» мы рассказываем не только о заседаниях Законодательного собрания Санкт-Петербурга, но и о работе его комитетов и постоянных комиссий. Недавно после реорганизации органов городского парламента появилась новая постоянная комиссия по транспорту и развитию транспортной структуры. Возглавил эту комиссию депутат Алексей ЦИВИЛЕВ, работавший и в предыдущих созывах ЗакСа.

Депутат Алексей Цивилев — о транспортной реформе, пробках и развитии метро | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Алексей Николаевич, первое заседание комиссии состоялось 23 марта нынешнего года. Как раз накануне транспортной реформы в нашем городе. Не случайно?

Цивилев11.jpg

— Подобная комиссия в Законодательном собрании вовсе не нова. Более 20 лет назад еще Вадим Тюльпанов до своего избрания спикером возглавлял постоянную комиссию по транспортному комплексу. Позднее работала профильная комиссия, но затем это направление было утеряно. Поскольку для нашего города оно крайне важно, особенно при переходе на новую модель транспортного обслуживания, в ЗакСе была создана постоянная комиссия по транспорту и развитию транспортной структуры.

Первый этап транспортной реформы стартовал 1 апреля. Не обошлось без неприятностей для пассажиров, когда не всегда работали валидаторы, исчезла часть привычных маршруток. Каким образом депутаты могут влиять на ход этого масштабного преобразования пассажирских перевозок в нашем городе?

— То, что реформа, несмотря на сложные времена, началась, это правильно. Только один факт: у нас общественный транспорт к началу 2022 года был значительно изношен, многие автобусы работают по 10 – 15 лет. На улицах города очень много морально устаревших и небезопасных для движения маршруток. Что касается сбоев в первые дни реформы, то они были неизбежны, в целом же город и поставщики пока справляются. К слову, обновление подвижного состава — это еще и поддержка нашей экономики, поскольку вся новая техника — ­отечественного и белорусского производства.

Для оценки транспортной ситуации наша комиссия с первых же дней реформы анализирует все происходящее, включая обращения горожан, сообщения в социальных сетях и интернет-изданиях, а также мониторит городские печатные СМИ, в том числе и вашу газету.

Какие очевидные плюсы? Топливо будет обходиться в два раза дешевле, потому что газ дешевле дизеля, к тому же он экологичнее. Новые автобусы комфортнее и меньше требуют вложений на амортизацию. Я пообщался с водителем одного из новых автобусов, до этого работавшим на маршрутке. Он доволен — удобные пассажирский салон и кабина, не нужно собирать деньги, думать теперь можно только о дороге.

Проблемой остается нехватка транспортной инфраструктуры. В частности, городу нужно развивать практику выделенных полос для общественного транспорта, что сделает его более быстрым, а пассажиры будут знать, сколько ­займет время в пути. Кроме того, у нас крайне мало точек для продажи одноразовых билетов, при этом купить билет у водителя теперь нельзя. Также не всегда работают валидаторы, не удается расплатиться банковской картой. В моем Кировском районе не все новые маршруты устраивают пассажиров. Понятно, что сразу все идеально не получится, поэтому вместе с городским правительством будем корректировать ситуацию.

Так, наша комиссия обсудила тему остановок общественного транспорта в Петербурге — не все остановочные павильоны годятся для ожидания под дождем или снегом. Чаще всего это две легкие стенки с такой же легковесной крышей — словно в южном городе. С помощью горожан мы составили перечень таких остановок и передадим его в городской комитет по развитию транспортной инфраструктуры, который готов отреагировать на обращения петербуржцев.

Самый же главный инструмент депутатского влияния — это бюджет города, который утверждает Законодательное собрание.

Однако, как сообщали некоторые городские СМИ, денег на полноценное реформирование может не хватить из‑за того, что федеральный бюджет их не выделит, хотя это планировалось.

— Мы недавно «сверяли часы» с комитетом по транспорту. Пока нет информации, что будут ­какие‑то сбои. Надеюсь, транспортная реформа пройдет в те сроки, в которые она запланирована, и в полном объеме.

Спасибо коллегам, поддержавшим мой законопроект, позволяющий правительству оперативно реагировать на некачественное обслуживание маршрутов перевозчиками, на любой сбой в движении.

Как вы уже говорили, в городе имеется дефицит транспортной инфраструктуры. Смольный намерен в ближайшие годы перевести общественный транспорт на газовое топливо, но для этого необходима разветвленная сеть газозаправок. На сайте «Газпрома» значится, что в Петербурге компания построила 15 таких заправок. Но этого мало с учетом того, что в их числе и метановые, более дорогие.

— В нашем городе совместно с компанией «Газпром» реализуется проект «Развитие рынка газомоторного топлива в Санкт-Петербурге» на 2021 – 2023 годы. В ближайшие три года предполагается строительство 11 автогазонаполнительных компрессорных станций. Кроме того, из федерального бюджета на строительство газозаправок Петербургу обещано 98 млн рублей при условии софинансирования из городского бюджета. Инвесторам будут предоставляться субсидии на компенсацию части затрат. К тому же недавно стало известно, что из‑за санкций часть «Северного потока-2» направят на газификацию Северо-Запада, то есть компания развернется в сторону своей собственной страны. Думаю, это поможет и более ускоренному строительству газозаправок в городе. Потому что без них пропадает смысл в покупке автобусов, работающих на газе.

В Петербурге пробки — обычное явление. Можно ли, на ваш взгляд, частично решить эту проблему, например, с помощью регулирования светофорами?

— Конечно, эффективное управление светофорами является необходимым условием для решения проблемы транспортных заторов. Установкой и обслуживанием светофоров в Северной столице занимается Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга. Есть «умные» светофоры на Васильевском острове, они оценивают транспортные потоки. Но все же сложно настроить светофоры так, чтобы все участники движения были довольны. К тому же плотность потоков меняется, появляются новые жилые комплексы, требующие новых решений с учетом существующих светофоров. Только светофорами, даже «умными», проблему не решить.

Нужны новые развязки, надо развивать выделенные полосы для общественного транспорта, чтобы он мог быстрее двигаться по городу. Тогда и многие автомобилисты предпочли бы общественный транспорт, что также уменьшило бы количество пробок. У нас есть положительный опыт выделенных полос на Лиговском проспекте. Приоритет для общественного транспорта — это основа дорожного движения.

С дорожными знаками что‑то нужно делать? В рамках комиссии создается рабочая группа по дорожной разметке на внутридворовых территориях. Это настолько серьезная проблема в городе?

— Конечно. Сейчас царит полная неразбериха с парковками во дворах. Автомобили блокируют контейнерные площадки для мусора, подходы к детским площадкам, к подъездам. Штрафы введены недавно, но пока не работают: у водителей нет понимания, где именно нельзя оставлять машину. Поэтому нужны знаки «Парковка запрещена» в определенных местах и разметка во дворах. Также должно быть определено — согласно федеральному законодательству — место для парковки инвалидов, которое сейчас рисуется произвольно, без правовых норм. Так что городские дворы — одно из направлений работы нашей комиссии, как и парковки в целом.

Помимо велосипедистов, которые передвигаются в основном по тротуару, теперь пешеходам приходится уворачиваться еще и от самокатов. Иногда случаются и ДТП с их участием. Законодательного решения на сей счет на федеральном уровне пока не появилось. Можно сделать что‑то на региональном?

— Электросамокаты до сих пор не признаны транспортным средством, хотя по факту это так. Владельцы кикшерингов уверяют, что самокатчики — тоже пешеходы. Но на самом деле электросамокаты сродни мопедам, а владельцы последних должны иметь права и перемещаться по дороге в шлеме. Пока в городе удалось навести порядок с размещением самокатов — их запрещено оставлять ближе 15 метров от остановок общественного транспорта и вестибюлей метро, а также на газонах.

Решить комплексно проблему с электросамокатами может лишь корректировка федерального законодательства, но такие инициативы регионов сложно реализовать из‑за моратория на изменения в ПДД. В нашей комиссии создана специальная рабочая группа, она будет искать варианты упорядочивания движения электросамокатов в городе. Мы рассчитываем на поддержку общественных структур — «Союза пешеходов России», Общественной палаты, Общества автомобилистов, Северо-Западной ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали».

В Петербурге в 2024 году должны появиться три новые станции метро. Не слишком ли медленный темп развития подземки для такого огромного города?

— Согласен, например, «Казаковскую» в Кировском районе мы уже ждем много лет… Будем надеяться, что «Метрострой Северной столицы» справится и темпы строительства ускорятся. Но метрополитену пока критично не хватает даже собственной инфраструктуры, как минимум двух депо для вагонов. На мой взгляд, городу в качестве альтернативы нужно развивать скоростной трамвай, который в чем‑то заменит метро. Особенно на юго-западе Петербурга.

В Северной столице и морские «трамвайчики» можно причислить к общественному транспорту. Есть ли у них перспективы встраивания в транспортный каркас города?

— Морской «трамвайчик» недавно признан неэффективным — сказалось влияние пандемии. Но внутренний туризм оживает, и Петербург все активнее притягивает российских туристов. К тому же морской и речной транспорт у нас хорошо развивается. Поэтому, думаю, в транспортной схеме города стоит учитывать и водный транспорт, хотя бы на перспективу. Тем более что недавно семь рек и каналов, протекающих в Петербурге, вошли в перечень водных путей регионального значения. И теперь у городского правительства появилась возможность самостоятельно управлять водными объектами для улучшения качества пассажирских перевозок. Так что можно рассмотреть и вопрос о возврате «трамвайчиков».

В плане законотворческой работы нашей комиссии на 2022 год главное — транспортная реформа. Нам необходимо отслеживать происходящие процессы, понимать, как мы можем на них реагировать. Также в плане будут такие темы, как парковки, гаражи, грузовой транспорт, метро, скоростные трамваи, водный транспорт.



#транспорт #ЗакС #депутаты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7167) от 13.05.2022 под заголовком «Транспортная доступность в большом городе».


Комментарии