Депо не вернулось на Лиговку

На Обводном канале на противоположном берегу от одноименной станции метро и через Лиговский проспект от Казачьей церкви когда-то высилось здание Ямской пожарной части (резерва). Построил его в стиле эклектика в 1904 - 1905 годах академик архитектуры Александр Кочетов.

Депо не вернулось на Лиговку | Вместо всей этой красоты на Обводный канал сейчас смотрят брандмауэры. Иллюстрация АБ «Литейная часть-91»

Вместо всей этой красоты на Обводный канал сейчас смотрят брандмауэры. Иллюстрация АБ «Литейная часть-91»

Интересно, что в этом комплексе размещались также курсы пожарных техников, открытые по инициативе Федора фон Ландезена. Это было первое в России и одно из первых профессиональных учебных заведений данного профиля в мире. Курсы, открытые в 1906 году, считаются предшественниками современного Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы.

Впрочем, огнеборцев с конца 1930-х учат в другом здании, возведенном на Московском проспекте в стиле сталинского ампира. Бывший же Лиговский резерв в 1971 году снесли как аварийную постройку. «Каланчу взорвали где-то во второй половине 1970-х», - делится воспоминаниями одна из местных жительниц.

«Накануне обитателей окрестных зданий предупредили, чтобы они на всякий случай покинули свои дома. Помню, как моя бабушка заклеивала стекла в квартире крест-накрест, как в войну, и так делали многие, чтобы уберечь свои окна. Место предстоящего взрыва было оцеплено, а все зеваки выстроились поодаль вдоль набережной Обводного канала. Помню, как во время взрыва каланча вмиг превратилась в облако пыли и осела», - рассказала она.

Уже в наши дни пожарное депо задумали воссоздать у дома № 28 по Воронежской улице. Заказчиками выступили противопожарные подразделения ГУВД города и области. Предпроектные положения выполнило ООО «Архитектурное бюро «Литейная часть-91».

Как сообщил нашей газете руководитель бюро Рафаэль Даянов, потребность в возвращении огнеборцев объективна: размещение пожарной части № 39 во временно приспособленных соседних зданиях затянулось на десятилетия, и сами эти дома уже стали аварийными. Однако кроме функциональной важна и эстетическая функция. Из-за утраты исторического объема сейчас на набережную смотрят брандмауэры трех пятиэтажных домов, а также котельная из силикатного кирпича. Бывший участок резерва 150 на 20 метров не застроен.

Архитекторы видели на нем три корпуса: пожарное депо, гараж резервных автомобилей и административное здание (с тренажерным и актовым залами, столовой). Подъезд к части намечался с Воронежской улицы, а главный вход со стороны Лиговского проспекта. Корпуса были бы, в соответствии с требованиями инсоляции, от 3 до 6 этажей (самый высокий - на углу проспекта и канала). Всего в комплексе работали бы 130 сотрудников.

Потом возникла идея дополнить пространство общежитием. Материалы были готовы в 2001 году, вспоминает Рафаэль Даянов: «Мы не повторяли творение Кочетова. И ориентировались не на него, а на более позднюю постройку Заставской пожарной части у Московских ворот Давида Бурышкина. Наш стиль - историзм, например, башня пожарным больше не нужна, но в старой постройке она создавала акцент. Мы решили высотным объемом закрепить угол постройки. Современное здание виделось со скромными украшениями: пилястры, дощатый руст».

Почему не получилось воплотить задумку? Замысел был серьезен, например, одна из солидных организаций сообщила, что выполнила исследования грунтов на Обводном под будущее строительство. «Финансирование таких объектов - бюджетное, и сложно сказать, куда его направят. Пожарную часть построили в другом месте, а на канал до сих пор смотрят брандмауэры», - резюмировал Даянов.

#архитектура #восстановление #реконструкция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 010 (6363) от 22.01.2019 под заголовком «Депо не вернулось на Лиговку».


Комментарии