«Демонтаж» наследия. РЖД избавляется от дореволюционных зданий
Возможно, это общероссийская тенденция, но в Петербурге она особенно заметна: железная дорога избавляется от ветхих дореволюционных зданий, несмотря на прямой запрет так поступать. КГИОП пытается воздействовать на РЖД через суд, но восстанавливать уничтоженные постройки компания не спешит.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Хроника «демонтажа» старого наследия в последние годы выглядит следующим образом.
Осенью 2017 года оказался утрачен деревянный домик смотрителя переезда на шоссе в Каменку, где оно пересекает Выборгскую железную дорогу. Здание было отмечено на карте еще 1890 года.
Примерно в то же время не стало пакгауза Московского вокзала на Военной улице у перекрестка с Товарным переулком. Он датировался 1885 годом. В последнее время кирпичное здание было заброшенным, а его часть разрушена, из-за чего визуально казалось, будто это два объекта. Главный инженер Московского вокзала Евгений Бирин рассказал, что, поскольку здание длительное время не использовалось, «основная часть элементов здания находилась в аварийном состоянии».
Осенью 2017-го лишилась дореволюционного вокзала и Усть-Ижора. Одноэтажное деревянное здание с симметричными фасадами, обращенными к железной дороге и в сторону поселка, появилось в составе станции Ижоры. Построено оно было, видимо, одновременно с открытием Ижор в 1911 году. Наличие станции отразилось и на усть-ижорской топонимии: в 1940-х прошедшая рядом улица получила название Станционная. В 1950-х рядом с Усть-Ижорой был построен поселок Металлострой. Он расположился северо-западнее станции Ижоры. На Волховстроевской железнодорожной линии создали новую остановку – 19-й километр (в створе Садовой улицы Металлостроя). Позднее название Ижоры перешло на нее, а в 2011 году старые Ижоры перестали обслуживать пассажиров и превратились в товарную станцию. Тогда же вокзал забросили. В июле 2017 года здание пострадало в результате пожара. Видимо, этот факт и заставил железнодорожников расправиться с вековой постройкой. Первый замначальника Октябрьской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Виталий Новиков пояснял, что «объект находился в ветхом состоянии и не использовался в производственной деятельности ОАО «РЖД».
Летом 2018 года подразобрали кирпичный пост бывшего переезда южнее станции Проспект Славы. Некогда по нему шло Южное шоссе (ныне Альпийский переулок). Согласно официальным бумагам, домик был построен в 1904 году. Здание, в последнее время числившееся в техпаспорте как «контора дорожного мастера», использовали под склад. В 2017 году здесь произошел пожар, после чего эксплуатация прекратилась. А затем постройку снесли. Части стен и разбросанные кирпичи еще долго «украшали» ландшафт, видимые пассажирам пролетающих мимо поездов.
ФОТО АВТОРА
Осенью 2018 года в щепки разнесли одноэтажное деревянное здание товарной станции Волковская, которое стояло в Волкове между Касимовской улицей и Соединительной железнодорожной линией, почти в створе Задворной улицы. Согласно официальным данным, оно было построено в 1903 году. Это было довольно симпатичное здание, которое придавало местам милый провинциальный антураж.
Той же осенью принялись за снос красивого образца промышленной архитектуры на улице Шкапина возле переезда. Первоначально оно не имело никакого отношения к железной дороге. Было построено в 1908 году как здание гаража и мастерских Товарищества автомобильно-омнибусного сообщения. Автором был инженер-техник Борис Иванов. В 1914-м его расширил гражданский инженер Сергей Покровский. В советское время произошли непринципиальные изменения: некоторые окна и въездные арки частично заложили. Поскольку здание попадало в охранные зоны и выходило на уличный фронт, сносить его было нельзя. В итоге КГИОП потребовал остановить демонтаж, что и было сделано. С тех пор на улице Шкапина стоят руины. Но железнодорожники почему-то не восстанавливают порушенный ими объект.
В 2019 году свой кусочек истории потеряло Левашово. Там снесли дореволюционный туалет. Он появился одновременно с вокзалом в 1910-х, но в отличие от него памятником не числился. Несмотря на окраску в корпоративные цвета РЖД, левашовский ватерклозет сохранял свой дореволюционный облик с четырьмя оригинальными козырьками над дверями, которые опирались на деревянные подкосы.
А вот похожий туалет на станции Парголово памятником числился. Были даже установлены библиографические сведения: он построен в 1906 году по проекту Бруно Гранхольма. Большинство железнодорожных зданий этого финского архитектора сейчас под охраной. Несмотря на статус, несколько лет назад фасады туалета закрыли сайдингом в цветах РЖД, из-за чего архитектурный облик его был, по сути, утрачен. А в декабре минувшего года КГИОП констатировал: здание снесено. Поскольку это памятник, ведомство обещает инициировать возбуждение уголовного дела по статье «уничтожение памятника истории и культуры». И будет добиваться воссоздания.
Меры к железнодорожному монополисту обещают принять и в случае с другим декабрьским уничтожением. На Днепропетровской улице, 2в, стали разбирать дореволюционное служебное здание, в последнее время пустовавшее и стоявшее с заложенными окнами. По закону о зонах охраны, снос дореволюционных зданий запрещен, в случае частичной разборки требуется восстановить внешний облик. Судя по всему, теперь КГИОП будет настаивать именно на воссоздании.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 28 (6866) от 17.02.2021 под заголовком «Мимо окон шли поезда...».
Комментарии