«Дельфин» встал на рельсы

Старый трамвай прочно вписался в городской пейзаж, стал его неотъемлемой частью. Некоторые из вагонов порой пропадают месяца на два, а потом возвращаются «омолодившиеся», с новым салоном, оборудованием, внешним видом. Ежегодно только собственными силами, без учета работы чужих мастеров «Горэлектротранс» модернизирует на своих площадях до 35 вагонов. А когда сосредоточит ремонтные операции в одном цехе на улице Маршала Говорова (такой проект уже стартовал), сможет продлевать жизнь сотне трамваев, повысив производительность в два - два с половиной раза.

«Дельфин» встал на рельсы | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Самая протяженная в мире трамвайная сеть много лет была предметом особой гордости ленинградцев. Она и сегодня остается внушительной (440 км путей), а по концентрации подвижного состава Петербург не перестает удивлять и поныне: в шести трамвайных парках «проживает» более 700 единиц техники. Только восхищаться этим уже не придет в голову: примерно две трети трамваев (свыше 60%) успели состариться и вот-вот сойдут с линии. В короткое время требуется заменить около 400 старых колесных трудяг.

Что же делать в этих условиях, покупать новые? Дорого: такой транспорт стоит уже более 60 млн рублей и продолжает расти в цене, он сложнее и дороже ближайшего «родственника» - троллейбуса. Поэтому обновление парка, даже с учетом подготовки к чемпионату мира по футболу, в северной столице идет по двум равноценным путям - ремонт и покупка, и благодаря первому, который на 30 - 40% дешевле, модернизацию транспорта удается существенно ускорить.

Соотношение красноречивое. В минувшем году Петербург приобрел девять новых трамваев, а обновил под своей маркой 33 старых добрых ЛВС-86 - почти вдвое больше, чем в 2015-м. В целом же за несколько лет, с 2012 года, благодаря капитально-восстановительному ремонту (КВР) свой облик и возможности изменили в общей сложности 32 четырехосных вагона ЛМ-68М и 122 сочлененных трамвая ЛВС-86. В 2017 году город получит 21 новый трамвай, а модернизирует примерно столько же, сколько и прежде, - около 35 вагонов.

Раньше «тотальный» ремонт осуществлял знаменитый ВАРЗ (с 1993 года ПТМЗ - Петербургский трамвайно-механический завод). Но, после того как он прекратил существование (в 2013 году), эти виды работ взял на себя перевозчик и стал выполнять их за счет собственных средств.

Трамваи, которым продлили срок жизни, можно увидеть в разных местах города: на Петроградской стороне и Васильевском острове, в Приморском районе и на некоторых южных маршрутах. Благодаря применению собственных композитных материалов питерские мастера меняют даже «лицо» модернизированной техники, чем никто в России больше не занимается. И по броским «физиономическим» приметам пассажиры дают старым-новым вагонам симпатичные прозвища: «Улыбка», «Дельфин» и т. д. А один из трамваев был стилизован под легендарный вагон ЛМ-57 для Музея городского электрического транспорта. Ремонт в стиле ретро тоже оказался успешным.

В прошлом году на Петербургском форуме пассажирского транспорта «маска трамвая», местная инновация, получила высокую оценку.

На примере одного из улучшенных тиражных «ветеранов» Александр Касаткин, начальник службы подвижного состава «Горэлектротранса», показывает, что отличает модернизированную технику от устаревшей, но ждущей своей очереди.

«Трамвай теперь не узнать, - показывает он с удовольствием. - Видите? Комфортный салон, отделка из стеклопластика, который мы производим в одном из цехов, новая конструкция стекол, низкопольная задняя площадка для колясок, мягкое светодиодное освещение...»

Это замечают все пассажиры. А вот скрытые от глаз непосвященных, но не менее показательные особенности КВР: современное силовое оборудование, система пожаротушения, усовершенствованная тележка, система внутреннего и наружного наблюдения. В ходе ремонта специалисты почти целиком перекраивают «железо» (каркас, балки, тележку, колесные пары) и меняют до 90% оборудования, закупая изделия в основном у петербургских производителей.

Поэтапная, после каждой операции проверка обеспечивает высокий процент качества с первого предъявления. А оригинальные проектные решения позволяют осовременить трамвай, повысить его надежность, снизить уровень шума. «За счет применения тягового электропривода на базе асинхронных двигателей удается уменьшить потребление энергии до 40%, - поясняет руководитель службы. - Общее снижение эксплуатационных затрат при этом оценивается в 30%».

В последние два-три года, реализуя эту программу, трамвайщики привлекают сторонние силы. Так, на улицах города можно увидеть модернизированные ЛМ-68М и другие модели, к созданию которых приложил руку Октябрьский электровагоноремонтный завод (входит в Трансмашхолдинг). Однако основную долю нагрузки несет, как и раньше, «Горэлектротранс». Причем делает это так грамотно, что готов брать заказы у других городов: во всяком случае такую перспективу не исключает.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (5869) от 17.01.2017.


Комментарии