«Декоропад» на Конюшенной. Бывший доходный дом Гансена нуждается в реставрации

Сворачивая с Невского проспекта на Малую Конюшенную улицу, прохожие не первый день огибают сигнальную ленту, протянутую вдоль этой части красивого здания, внесенного в реестр объектов культурного наследия.

«Декоропад» на Конюшенной. Бывший доходный дом Гансена нуждается в реставрации | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Причина видна, что называется, невооруженным глазом: на тротуаре лежат куски обрушившейся лепнины. А на верхнем этаже дома, щедро украшенном затейливым декором, под крышей, появилась защитная сетка.

Для Петербурга картина, увы, не новая: в историческом центре города такое время от времени происходит. И хорошо, если подобные инциденты обходятся без особых последствий, когда штукатурка или элементы лепного убранства падают не на головы прохожих.

Слов нет, возраст зданий, где случаются такие обрушения, почтенный. Можно посетовать и на сырой петербургский климат. Но при этом, конечно, остаются вопросы к собственникам жилья, управляющим компаниям и структурам, призванным следить за состоянием старых зданий. Тем более если это касается домов-памятников, представляющих историческую и культурную ценность, как здание со свежим «декоропадом» на углу Невского проспекта.

Бывший доходный дом Гансена, о котором идет речь, действительно примечателен. Он был построен ровно полтора века назад по проекту академика архитектуры Василия Кенеля, получившего известность благодаря таким петербургским постройкам, как Цирк Чинизелли, дома и мастерские Академии художеств (4‑я линия Васильевского острова), домовая церковь дворца Юсуповых на набережной Мойки.

В конце XIX века участок на углу Невского проспекта и Малой Конюшенной улицы перешел во владение предпринимателя Германа Гансена. Городская управа выдала ему разрешение на «постройку пятиэтажного каменного здания на нежилых подвалах». И в 1874 году этот дом, яркий образец эклектики, был возведен. Три верхних его жилых этажа зодчий украсил богатым декором. А нижние, отводившиеся для магазинов и конторских помещений, привлекали внимание широкими окнами-витринами, что по тем временам было новым и смелым решением.

Спустя несколько лет на крыше здания выросла деревянная башня с внутренними ступенями. Она была построена (по проекту того же Кенеля) для нужд первой в России телефонной станции, проработавшей там до 1891 года, после чего ажурную башенку демонтировали.

Некоторое время здание обживал небезызвестный Русский внешнеторговый банк. Другие помещения занимали ювелирный салон Гана, мебельный магазин и табачная лавка фабрики «Лаферм». Здание облюбовали также банкирский дом братьев Рябушинских и разные коммерческие учреждения.

В начале следующего столетия на одном из его этажей разместился Азово-Донской банк, правление которого перебралось в Петербург. И в ту же пору (точнее, в 1912 году) по проекту архитектора Карла Шмидта была изменена отделка фасадов двух нижних этажей доходного дома и переработаны их интерьеры.

После революции 1917 года наследников Гансена, владевших правами на это здание, вытеснили советские торговые организации. Кроме разных магазинов (один из них назывался «Случайные вещи») в нем обосновалось генконсульство Финляндии.

В середине XX века там поселился институт «Ленгипроинжпроект», участвовавший в реконструкции Сенной площади, проектировании Кольцевой автодороги, Ладожского вокзала и других городских объектов. А в настоящее время первый этаж этого здания, объекта культурного наследия регионального значения, срочно нуждающегося в реставрации, занимают специализированный нотный магазин, единственный в Петербурге, кафе и офис одного из банков.

Читайте также:

Началась реставрация памятника деревянной архитектуры в Пушкине

По зову природы. В Музее-усадьбе Николая Рериха готовится уникальная реставрация


#Невский проспект #реставрация #объекты культурного наследия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7755) от 24.09.2024 под заголовком ««Декоропад» на Конюшенной».


Комментарии