Дефицит на пользу. В Петербурге работодатели задумались об эффективности труда
Кадровый дефицит подтолкнул питерских работодателей к поиску нестандартных решений: вместо того чтобы снова завозить из других стран и регионов людей, готовых работать задешево, они стали искать пути повышения эффективности труда. Оказалось, что резервы для этого есть, а добиться значительных результатов можно и без масштабных инвестиций.
ФОТО Pixabay
«Лишних» кадров не будет
Как, к примеру, еще пару лет назад у нас решали вопрос ускорения темпов возведения зданий и сооружений? Вместо 500 человек на стройку направляли 600 – 700... Сейчас, когда дефицит кадров налицо, а специалисты уже не хотят трудиться за копейки и обходятся работодателю все дороже, этот номер не проходит – взять «лишних» 100 – 200 человек попросту негде. Что и заставляет руководителей предприятий в самых разных сферах экономики выбирать более перспективный вариант.
Ситуация в сфере занятости населения в Петербурге стабилизировалась на уровне, который отличается от допандемийного. Однако на протяжении нескольких последних месяцев основные показатели рынка труда изменяются мало.
По данным Службы занятости города, в течение прошлого года безработными в Северной столице были признаны почти 170 тыс. человек, а уровень официальной безработицы к концу декабря составлял 3,2%. А вот вакансий как до пандемии, так и к концу 2020-го было не так много – их число колебалось от 30 до 37 тысяч. В этом году картина совсем другая: безработными с начала января признаны около 58 тыс. человек, уровень безработицы упал до 0,8%, а вот вакансии множатся. И сейчас их примерно в 1,5 раза больше, чем в марте 2020-го.
«Люди нужны везде», – резюмируют в профильном комитете Смольного. Ведь если поначалу в связи с резким оттоком трудовых мигрантов нехватка кадров в основном затрагивала строительство, то теперь их дефицит стал всеобъемлющим. Торговля, общепит, сфера услуг, система гостеприимства...
И перспективы понятны: из-за сложностей въезда, демографической ямы и ряда других причин ждать появления на рынке труда Петербурга «лишних» рабочих рук не приходится. Если учесть, что, по словам заместителя председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Алексея Яковлева, объем вложений в основной капитал в экономике города в 2021-м возрастет вдвое и на предприятиях появятся новые рабочие места, кадровая проблема только усугубляется.
Однако выход из сложившейся ситуации все же есть.
Время – деньги
Можно ли сделать так, что эффективность труда без больших вложений вырастет на 30 – 50%? Опыт более чем сотни петербургских предприятий, принимающих участие в национальном проекте «Производительность труда», показывает: можно. Причем эффект есть и в обрабатывающей промышленности, и в пищевой, и в строительстве.
Тот, кто бывал на финской или шведской стройке, знает: там никогда ничего под ногами не валяется. Учитывается каждый гвоздь. А работа организована так, что нет ни простоев, ни излишков материалов. Ведь там время – деньги. У нас же, увы, даже на лучших предприятиях нередко бывает так, что бетон уже привезли, а заливать его еще некуда. Утеплитель заказали, но складировали так, что 10 – 15% пришлось списать... Именно такие организационные недоработки в первую очередь позволяет устранить участие в проекте по повышению производительности труда.
Например, всего за полгода с помощью специалистов Регионального центра компетенций на объекте Петербургской строительной корпорации, первого участника проекта из этой сферы, время возведения монолитных стен сократилось на 36%. А выработка на человека выросла на 51%. По факту это означает, что срок строительства можно сократить на треть, а одну и ту же работу выполнять меньшим числом людей. То есть после проведения ряда мероприятий длительность того или иного производственного процесса, будь то изготовление торта, стальной детали или монолитной стены, сокращается на 30 – 40%. А параллельно улучшаются все показатели, характеризующие эффективность труда. В конечном счете оказывается, что делать больше с тем же числом персонала вполне возможно.
По мнению начальника управления контроля качества производства работ Фонда капремонта многоквартирных домов Ленобласти Дмитрия Жука, «внедрение технологий бережливого производства выявляет огрехи, которые незаметны в повседневной рутине».
Вкус к переменам
Однако не только сэкономленное время и рост объемов выпуска продукции являются результатом работы по повышению производительности труда. Как сказал руководитель погрузо-разгрузочного участка компании «Выбор-СПб» Олег Молодцов, «главное – дать почувствовать человеку, что он сам может что-то изменить к лучшему».
«Даже люди низкой квалификации очень быстро учатся и начинают работать на 50 – 70% эффективнее, если понимают свою значимость, – отметил он. – Это хорошая идея, которая действительно классно работает и дает отличный результат». По словам Молодцова, как только предприятие начало участвовать в проекте и у людей появилась возможность изменить работу к лучшему, специалисты сами начали ходить к начальству и предлагать меры, способные повысить эффективность труда.
Согласна с коллегой и операционный директор мясоперерабатывающего предприятия «Иней» Наталья Ясеновская (по данным kartoteka.ru, среднесписочная численность его персонала составляет более 700 человек). «Нам нравится то, что в рамках проекта все расписано и разложено по полочкам, реализуется поэтапно. А сотрудники довольны тем, что им предлагают профессионально развиваться», – говорит она. И подчеркивает: рост эффективности производства и даже его автоматизация в нынешних условиях не означают сокращения персонала, но позволяют найти узкие места и решить ряд проблем. «Сейчас средний уровень загрузки оборудования у нас составляет только 55%. А наша цель – достигнуть 80%, – поясняет специалист. – Причем это цель общая: каждый работник может предложить идею, которая будет способствовать повышению производительности труда».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (7066) от 07.12.2021 под заголовком «Когда дефицит на пользу».
Комментарии