Дебюты и озарения декабря

XV международный зимний фестиваль «Площадь искусств» завершился в Большом зале Филармонии концертом из Двадцать четвертого фортепианного концерта Моцарта и Четвертой симфонии Малера. Дирижировал маэстро Юрий Темирканов.

Дебюты и озарения декабря |

Зимний фестиваль Филармонии в этом году ошеломил европейским блеском своей программы, в которой друг друга сменяли лучшие академические певцы современности. Одной из главных причин такого собрания знаменитостей была необходимость завершить на высоком уровне перекрестный Год Великобритании – России. Году этому, как известно, осуществиться в полной мере не удалось, и по ту сторону границы ему значительно поубавили кислорода, хотя большинство запланированных событий все же состоялось.

Самый известный оперный тенор современности Йонас Кауфман предложил не слишком избалованному в последнее время Петербургу изысканную, рафинированную программу романтической камерной музыки. Вместе с ним в Петербург приезжал пианист Хельмут Дойч – концертмейстер-ювелир, способный значительно умножить эффект от выступления вокалиста. Кауфман уже выступал в Петербурге в Концертном зале Мариинского театра, где исполнял фрагменты из «Валькирии» Вагнера. В закрытом режиме ее впоследствии записали на лейбле «Мариинский».

В Большом зале Филармонии певец выступал впервые. Петербургская публика овациями смогла вытребовать у звезды целых четыре биса. Надо было видеть, какой волной прихлынули любители тенорового искусства к сцене, желая снова услышать заливистый тембр редкого европейского гостя.

Вместе с пианистом Хельмутом Дойчем, который досказывал на рояле то, о чем «умалчивал» певец, они элегантно выстроили поэтичную драматургию вечера. Знаменитый цикл «Любовь поэта» Шумана продолжился редко звучащим в России циклом «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» Вагнера и завершился «Тремя сонетами Петрарки» Листа.

Кауфман решил показать свое искусство камерного певца, и это ему в целом блестяще удалось. В исполнительской манере Кауфмана власть рацио ощущалась не меньше, чем сила чувственности. В его Шумане было много легкости и прозрачности, позволявших слову звучать предельно ясно и окрыленно. Вместе с тем в его пластично вылепленных мелодических линиях чувствовались строгость и сдержанность. Песнями на стихи Матильды Везендонк Йонас дал поклонникам редкую возможность немного насладиться своей любовью к музыке Вагнера.

Кауфман известен в мире своей универсальностью – тем, что поет одинаково прекрасно не только Вагнера, но и Верди, и французскую музыку. Но где он не постеснялся применить оперную сочность итальянского образца, так это в «Сонетах Петрарки» Листа.

Британский тенор Иэн Бостридж, которому в декабре исполнилось пятьдесят, – еще одно легендарное имя. О нем в мире классической музыки знают давно как о музыканте-эрудите, уникальном исполнителе немецкой Lied, кантат Баха, музыки Бриттена, Генделя, Моцарта. На «Площадь искусств» он вместе с пианистом Джулиусом Дрейком привез вокальный цикл «Зимний путь» Шуберта. В отличие от Хельмута Дойча пианист Бостриджа Джулиус Дрейк был куда более сдержан, отстранен, графичен. Как ни просила своими овациями ненасытная публика, Бостридж не исполнил ни одного биса. Что неудивительно после целой жизни, прожитой певцом вместе с простодушным героем шубертовского цикла, в котором глубоко минорное настроение торжествует над мажором. Это было одно из ярчайших событий филармонического сезона. Бостридж явил интерпретаторский феномен, в котором соединил мастерство певца, чтеца и драматического актера. Его «Зимний путь» получился очень английским, аристократичным, очищенным за много лет исполнения от лишнего и случайного, но от того не менее сердечным, теплым и пронзительным. В «Шарманщике» он нарисовал ошеломляющий музыкально-поэтический образ ледяного одиночества.

Фестиваль открывался дебютным выступлением на нем сопрано Ольги Перетятько в дебютном для нее репертуаре – вокальном цикле «Озарения» Бриттена на экстравагантные визионерские стихи Рембо. Она исполнила цикл со струнным составом филармонического оркестра под управлением Юрия Темирканова. Мировой дебют дуэта Ольги Перетятько и Юрия Темирканова надолго останется в памяти слушателей фестиваля как один из тончайших музыкантских союзов. Маэстро не скрывал удовольствия от красивой, хотя и не без надлома и тревоги за исчезающие призрачные миры музыки Бриттена. Она оказалась так к лицу лирико-колоратурному сопрано Ольги Перетятько, исполнившей ее с предельной степенью стилистической точности.

Завершилась же «Площадь искусств» Четвертой симфонией Малера, в которой вокальную партию в финале исполнила еще одна петербурженка, покоряющая ныне европейские сцены, – Юлия Новикова. Вместе с маэстро, который шаг за шагом неторопливо собирает свою коллекцию симфоний Малера, она хрупким, прочувствованным исполнением малеровских строчек, полных еле сдерживаемых слез, добавила трагических нот финалу фестиваля. Новикова убедила в том, как сильны традиции петербургской исполнительской школы. Соединяясь с европейскими манерами, они обретают еще большую убедительность.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (5372) от 30.12.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...