Дебюты и озарения декабря
XV международный зимний фестиваль «Площадь искусств» завершился в Большом зале Филармонии концертом из Двадцать четвертого фортепианного концерта Моцарта и Четвертой симфонии Малера. Дирижировал маэстро Юрий Темирканов.
Зимний фестиваль Филармонии в этом году ошеломил европейским блеском своей программы, в которой друг друга сменяли лучшие академические певцы современности. Одной из главных причин такого собрания знаменитостей была необходимость завершить на высоком уровне перекрестный Год Великобритании – России. Году этому, как известно, осуществиться в полной мере не удалось, и по ту сторону границы ему значительно поубавили кислорода, хотя большинство запланированных событий все же состоялось.
Самый известный оперный тенор современности Йонас Кауфман предложил не слишком избалованному в последнее время Петербургу изысканную, рафинированную программу романтической камерной музыки. Вместе с ним в Петербург приезжал пианист Хельмут Дойч – концертмейстер-ювелир, способный значительно умножить эффект от выступления вокалиста. Кауфман уже выступал в Петербурге в Концертном зале Мариинского театра, где исполнял фрагменты из «Валькирии» Вагнера. В закрытом режиме ее впоследствии записали на лейбле «Мариинский».
В Большом зале Филармонии певец выступал впервые. Петербургская публика овациями смогла вытребовать у звезды целых четыре биса. Надо было видеть, какой волной прихлынули любители тенорового искусства к сцене, желая снова услышать заливистый тембр редкого европейского гостя.
Вместе с пианистом Хельмутом Дойчем, который досказывал на рояле то, о чем «умалчивал» певец, они элегантно выстроили поэтичную драматургию вечера. Знаменитый цикл «Любовь поэта» Шумана продолжился редко звучащим в России циклом «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» Вагнера и завершился «Тремя сонетами Петрарки» Листа.
Кауфман решил показать свое искусство камерного певца, и это ему в целом блестяще удалось. В исполнительской манере Кауфмана власть рацио ощущалась не меньше, чем сила чувственности. В его Шумане было много легкости и прозрачности, позволявших слову звучать предельно ясно и окрыленно. Вместе с тем в его пластично вылепленных мелодических линиях чувствовались строгость и сдержанность. Песнями на стихи Матильды Везендонк Йонас дал поклонникам редкую возможность немного насладиться своей любовью к музыке Вагнера.
Кауфман известен в мире своей универсальностью – тем, что поет одинаково прекрасно не только Вагнера, но и Верди, и французскую музыку. Но где он не постеснялся применить оперную сочность итальянского образца, так это в «Сонетах Петрарки» Листа.
Британский тенор Иэн Бостридж, которому в декабре исполнилось пятьдесят, – еще одно легендарное имя. О нем в мире классической музыки знают давно как о музыканте-эрудите, уникальном исполнителе немецкой Lied, кантат Баха, музыки Бриттена, Генделя, Моцарта. На «Площадь искусств» он вместе с пианистом Джулиусом Дрейком привез вокальный цикл «Зимний путь» Шуберта. В отличие от Хельмута Дойча пианист Бостриджа Джулиус Дрейк был куда более сдержан, отстранен, графичен. Как ни просила своими овациями ненасытная публика, Бостридж не исполнил ни одного биса. Что неудивительно после целой жизни, прожитой певцом вместе с простодушным героем шубертовского цикла, в котором глубоко минорное настроение торжествует над мажором. Это было одно из ярчайших событий филармонического сезона. Бостридж явил интерпретаторский феномен, в котором соединил мастерство певца, чтеца и драматического актера. Его «Зимний путь» получился очень английским, аристократичным, очищенным за много лет исполнения от лишнего и случайного, но от того не менее сердечным, теплым и пронзительным. В «Шарманщике» он нарисовал ошеломляющий музыкально-поэтический образ ледяного одиночества.
Фестиваль открывался дебютным выступлением на нем сопрано Ольги Перетятько в дебютном для нее репертуаре – вокальном цикле «Озарения» Бриттена на экстравагантные визионерские стихи Рембо. Она исполнила цикл со струнным составом филармонического оркестра под управлением Юрия Темирканова. Мировой дебют дуэта Ольги Перетятько и Юрия Темирканова надолго останется в памяти слушателей фестиваля как один из тончайших музыкантских союзов. Маэстро не скрывал удовольствия от красивой, хотя и не без надлома и тревоги за исчезающие призрачные миры музыки Бриттена. Она оказалась так к лицу лирико-колоратурному сопрано Ольги Перетятько, исполнившей ее с предельной степенью стилистической точности.
Завершилась же «Площадь искусств» Четвертой симфонией Малера, в которой вокальную партию в финале исполнила еще одна петербурженка, покоряющая ныне европейские сцены, – Юлия Новикова. Вместе с маэстро, который шаг за шагом неторопливо собирает свою коллекцию симфоний Малера, она хрупким, прочувствованным исполнением малеровских строчек, полных еле сдерживаемых слез, добавила трагических нот финалу фестиваля. Новикова убедила в том, как сильны традиции петербургской исполнительской школы. Соединяясь с европейскими манерами, они обретают еще большую убедительность.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (5372) от 30.12.2014.
Комментарии