С 2025 года в Петербурге начнут обустраивать территории вблизи построенных детсадов

Об этом председатель городского комитета по образованию Наталия Путиловская объявила в День воспитателя и всех дошкольных работников. Его в России отмечали 27 сентября, и Петербург, что называется, «родина праздника»: в этот день в городе появился первый детсад, случилось это в 1863 году.

С 2025 года в Петербурге начнут обустраивать территории вблизи построенных детсадов | ФОТО La-Rel Easter on Unsplash

ФОТО La-Rel Easter on Unsplash

Детсады — тоже образовательные учреждения, просто дошкольные, причем таких образовательных учреждений больше всего — 1135. Это государственные, а еще есть 48 частных. Правда, обучающихся в них, конечно, меньше, чем на школьной ступени: 253 тысячи — по стандартам, детские садики все же не могут быть «многонаселенными».

В петербургских детсадах работают 25 тыс. воспитателей и 33 тыс. педагогических работников — логопеды, психологи, преподаватели музыки и так далее.

— Роль дошкольной системы образования огромна: все основные черты характера, навыки, знания и представления об окружающем мире, возможность научиться общению закладываются в раннем возрасте, — подчеркивает Наталия Путиловская.

Как у ребенка сложится в школе, во многом зависит от того, насколько грамотно выстроена педагогическая программа на дошкольном этапе. К примеру, увлечение гаджетами — зачастую результат того, что родители просто не знают, чем занять ребенка, говорит Александра Гогоберидзе, завкафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.

Дошкольник не выберет планшет, если взрослый предложит интересное занятие «в реале». Например, на занятиях призера федерального конкурса «Воспитатель России» Анны Большаковой дети в мастерской занимаются и с родителями. Воспитатели объясняют мамам-папам, чем занять чадо дома, — и нет, это не всегда «подготовка к школе».

— Дошкольное детство не период подготовки к чему‑то в будущем. Это самоценный период, — подчеркивает Александра Гогоберидзе. — Если ребенок «недоиграл» (и не в компьютерные игры, а в сюжетные, ролевые со сверстниками), то потом будет испытывать трудности в общении, в творчестве.

С 2019-го по 2024 год в Петербурге построено 220 современных зданий детсадов примерно на 38 тыс. дополнительных мест. Текущий год — рекордный: уже открылись или до конца года появятся 57 новых зданий на 11 тыс. мест. Все с бассейнами, спортивными и музыкальными залами, групповыми помещениями с учебным оборудованием, игровыми и спортивными площадками на прилегающих территориях.

Детсады, построенные раньше, постепенно ремонтируют: в 2024 году на разные виды кап­ремонта бюджет выделил больше 2 млрд рублей. А со следующего года стартует адресная программа благоустройства территорий старых и просто «немолодых» детсадов.

— Создание современных игровых площадок, обновление оборудования — давно назревшая задача, — констатирует Наталия Путиловская.

Программа рассчитана на три года: 2025 – 2027.

Петербург — еще и родина дошкольного педагогического образования. В 1872 году при Санкт-Петербургском обществе содействия воспитанию детей возникли курсы для «детских садовниц» — так называли воспитательниц. А в 1918 году в Петрограде ­появился педагогический институт дошкольного образования, первое в стране высшее учебное заведение по подготовке воспитателей и руководителей детсадов (их называли «детские очаги»).

— В Советском Союзе была соз­дана лучшая мире система дошкольного образования, — уверена Александра Гогоберидзе.

И до сих пор самая широкая сеть курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дополнительного образования — у дошкольных работников.

— Есть закономерность: чем младше ребенок, тем выше квалификация специалиста, который с ним работает, — комментирует Александра Гогоберидзе. Нужны знания по нейрофизиологии, психофизиологии, возрастной психологии.

После вуза и педагогических колледжей в Петербурге в детсады трудоустраиваются 84 % выпускников. Это один из самых высоких показателей в стране. Если в цифрах — то больше 500 человек. С 1 сентября повысили доплату, которую молодые специалисты будут получать первые три года: до 4 тысяч — выпускникам колледжей, до 5 тысяч — выпускникам вуза.

Но дефицит с учетом открывающихся новых детсадов все равно есть, говорит Наталия Путиловская. Не хватает, например, помощников воспитателей (кого по старинке называют «нянечки»). Формально — это не педагогическая должность, относится к «обеспечивающим службам». Требуемые навыки — те, которыми владеет, наверное, любая мама, да и не только мама. Поскольку большинство новых детсадов открывается в кварталах массовой жилой застройки, город рассчитывает, что работа помощника воспитателя (недавно на 16 % повысили зарплату) заинтересует тамошних жителей.

То, что «нянечки» стали «помощниками воспитателей», Александра Гогоберидзе считает не случайным: «Это новая жизнь профессии». Есть стандарт профессиональной деятельности, и эксперт уверена, что это «серьезный шаг к тому, чтобы на эту работу принимали людей, которые планируют и дальнейшее профессиональное обучение».

Читайте также:

В Таврическом саду после реконструкции открылись три обновлённые детские площадки

В Красногвардейском районе Петербурга открыли центр детского технического творчества «Охта»


#детсад #благоустройство #дошкольные учреждения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (7764) от 07.10.2024 под заголовком «Дайте наиграться ».


Комментарии