Главная городская газета

Чтобы часы не врали

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Какое будущее ждет автовокзалы Петербурга?

Автовокзал «Южный» в составе транспортно-пересадочного узла «Купчино» значительно улучшит транспортное обслуживание жителей юга Петербурга и уменьшит нагрузку на улично-дорожную сеть центра, но не обеспечит в полном объеме обслуживание международных и межрегиональных автобусных маршрутов всех направлений.... Читать полностью

К Исаакию вернулся фонарик

Ко Дню города один из главных символов Петербурга Исаакиевский собор предстанет в своем первозданном виде. Основные реставрационные работы на главном куполе собора, включая световой фонарик и крест, закончены. Читать полностью

Как метаморфозы «Ночи музеев» стали ее «элементами»

Более 95 тысяч человек посетили «Ночь музеев» в Петербурге, по сравнению с 2017 годом количество гостей увеличилось на 5 тысяч. Именно на такие цифры ориентируются организаторы акции, больше за 12 часов работы - с шести вечера до шести утра музеи не могут принять физически. Читать полностью

Поздравление с 315-летием Санкт–Петербурга от полпреда президента РФ по СЗФО Александра Беглова

Полномочный представитель президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Александр Беглов поздравил петербуржцев с Днем города. Читать полностью

Как «Чижик» прижился в Петербурге

Зеленобокий длиннохвостый «Чижик», запущенный в первый «полет» по трамвайному маршруту № 8 в начале марта этого года, вошел в рабочий ритм: на трассе протяженностью 4,6 км пассажиров перевозят семь вагонов, выполняя рейс за 16 - 17 минут. Читать полностью

Летний дворец готов принять посетителей

26 мая для петербуржцев и гостей города открывает свои двери Дворец Петра Великого. Читать полностью
Реклама
Чтобы часы не врали | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Определено, кто в этом году будет обеспечивать работу уличных часов города. По сообщению председателя комитета по благоустройству Владимира Рублевского, это, как и прежде, – государственное унитарное садово-парковое предприятие «Южное» (ГУСПП). На то, чтобы часы работали как часы, то есть показывали точное время, из бюджета выделяется 3 млн рублей.

На балансе города 249 часов, но фактически на улицах Петербурга их гораздо больше. Сколько точно – никто не считал, но, пожалуй, еще сотня хронометров наберется. Это раньше, чтобы установить на доме или автономно часы, нужно было вопрос согласовывать в КГИОП и в КГА. Сегодня, чтобы здание (конечно, если оно не историческое) обзавелось наружными часами, достаточно желания его хозяина. Он же будет следить, чтобы «ходики» не убегали вперед или не отставали. И это уже вопрос престижа компании, которой принадлежат часы. Ведь устанавливает она их по большому счету не для демонстрации времени, а чтобы привлечь к себе дополнительное внимание.

А вообще, какое оно, петербургское время? Разное! Это куранты Петропавловского собора, которые звучат уже 150 лет, башенные часы вокзалов, часы Адмиралтейства, Эрмитажа и Мраморного дворца. И те, что на Думской башне, где недавно вновь ожили куранты. И выстрел полуденной пушки. В 1890 году под аркой Главного штаба были установлены механические часы. В 1900-м под руководством Дмитрия Менделеева в них вставили электрический механизм, синхронизированный с эталонными часами Главной палаты мер и весов. Отношение ко всем настолько уважительное, что у каждого исторического хронометра есть свой индивидуальный мастер. Например, Андрей Кудрявцев, бессменный инженер петропавловских курантов.

Петербургское время – и эти 249 скромных квадратных и круглых хронометров, что находятся в разных районах города.

В бригаде по обслуживанию уличных часов ГУСПП «Южное» всего три человека. В их обязанности входит раз в месяц навестить каждый хронометр, чтобы его почистить и сверить с показаниями переносного эталонного источника точного времени. Этот источник (компьютерного типа) и грузовичок с люлькой – вот и все хозяйство смотрителей времени. Руководит бригадой Владимир Домбровский, по профессии инженер-электромеханик. Подведомственные часы ему известны до мелочей, потому что знакомы они друг с другом уже пятнадцать лет, еще с тех времен, когда Домбровский работал в так называемой «Службе времени».

Считается, что из 249 часов 100 изготовлены в Швейцарии, а остальные 149 в России. Но это не совсем точно: механизм у российских часов тоже швейцарский, только собраны они у нас в стране, на дочернем предприятии. Почти все государственные часы, которые мы сегодня видим на улице, установлены в 2003 году – к 300-летию города. И, по словам Домбровского, они уже хорошо поизносились. В первую очередь на их состояние влияет наш капризный петербургский климат. Влажность, а также выхлопы городского транспорта буквально «съедают» механизмы и их корпуса. И тогда часы начинают подвирать. Починить их, конечно, можно, говорит мастер, но вот беда – ремонт импортных часов привязан к евро (имеются в виду запчасти), а его курс нынче – вон какой... Выходит, придется ждать следующего большого юбилея Петербурга?

После двенадцати лет работы уличные часы подлежат замене. Однако с 2007 года в городе не было установлено за госсчет ни одного нового хронометра. И в тех кварталах, что за последнее десятилетие вырастали на окраинах города и заселялись петербуржцами, уличных часов нет и в помине. А, впрочем, нужны ли они сегодня? Мнения на этот счет разные.

– Не нужны абсолютно, – говорит студентка университета Анна Алексеева. – Со мной всегда мобильный телефон, и если я захочу узнать время – он мне его покажет.

– Хотелось бы, чтобы городских часов было больше, особенно в центре. Бывают случаи, когда даже на Невском прохожие спрашивают: который час, а доставать мобильник не хочется – вот и говоришь, что не знаешь, – ответил молодой человек, не назвавший себя.

– Пусть будут уличные часы, но только время показывают правильное, – это слова пенсионера Тимофея Николаевича.

Я тоже за уличные часы. В редакцию зачастую езжу на троллейбусе 15-го маршрута и всегда проверяю, не опаздываю ли, по часам на электронном табло, которое находится на НИИ метрологии им. Д. И. Менделеева и по башенным часам Витебского вокзала. И те и другие всегда точны.

Время бежит, привычки меняются. Наши бабушки и дедушки, родители назначали встречи под часами, а у нынешней молодежи такой привычки, как и потребности в уличном времени, нет. Многие даже не задумываются, что часы – это элемент городской среды, неотъемлемая часть респектабельного европейского города. Наконец, историческая традиция иметь часы сначала на государственных зданиях, а потом и в других местах. Главное, чтобы ходили они правильно. Точность часов – это их вежливость по отношению к людям. Но зависит она опять же от людей.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook