Чтобы стенка в воду не ушла: набережную Мойки отремонтируют капитально

От Матвеева моста до Храповицкого — такой участок левого берега реки Мойки отвели под капитальный ремонт. Сегодня работы идут на части набережной, примыкающей к Матвееву мосту. Строители разбирают стенку до самого ее основания. Для этого приходится отделять часть реки стенками из шпунта, откачивать воду и лишь тогда приниматься за демонтаж деревянных свай, отслуживших свое. Восстановленная стенка будет прочнее, при этом ее внешний вид останется прежним. Набережные Мойки на всем протяжении реки — объект культурного наследия федерального значения.

Чтобы стенка в воду не ушла: набережную Мойки отремонтируют капитально | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Капитальный ремонт на этом участке последний раз проводился в 1956 году. За семь десятилетий эксплуатации набережной — а на ней довольно интенсивное автомобильное движение — здесь появились локальные просадки. По результатам обследования специалисты установили отклонение гранитной стенки от проектного положения в сторону реки до 10 сантиметров. Некоторые камни гранитной облицовки выпирали в русло. На тротуаре плиты мощения разошлись, образуя выступы. Начались падения тумб и разрушение решеток ограды. Фактически данный ­участок пришел в аварийное сос­тояние, его капитальный ремонт был необходим, — пояснил Дмит­рий Жаворонков, исполняющий обязанности начальника управления ремонта «Мостотреста», в ведении которого находятся набережные и мосты города.

Ремонт начали со стороны Матвеева моста. Сейчас демонтировали уже примерно половину стенки отведенного под ремонт участка. Его протяженность 456 метров. Если учесть, что вся длина Мойки немногим более 4,5 километра, то получается, что приводят в порядок сразу десятую часть одного из берегов реки. Причем участок очень ответственный: напротив — Новая Голландия, а там, где ведутся работы, все здания — объекты культурного наследия.

Проектно-сметная документация была согласована с ­КГИОПом, соответственно ведется контроль. Перед началом строительно-монтажных работ был сделан поквартирный обход, проведены замеры, установлены маячки. Сейчас ведется еженедельный мониторинг всех зданий. По заключению специалистов, работы не оказывают влияния на состояние построек, — утверждает генеральный директор подрядной организации Петр Коняев.

Мойка2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Претензии от жителей есть? — поинтересовался я у представителя подрядчика.

Жалуются на шум, на строительные заборы. Людей можно понять, они же здесь живут. Но если бы мы эту работу не стали делать, то набережная со временем ушла бы в воду, — заявил гендиректор.

По его словам, капитальный ремонт включает полный демонтаж стенки набережной, устройство нового свайного основания — монолитной конструкции, установленной на буронабивных сваях диамет­ром 1 метр 60 сантиметров. Каждая из них погружается в дно реки на 22 мет­ра. «Прочность и надежность свай проверяется специалистами выездной лаборатории, которые делают тестирование на месте. После получения положительного заключения начинаем бетонирование основания», — пояснил Коняев.

Более мощные сваи, метр диаметром, обустраивали у Матвеева моста, а также там, где проходят инженерные сети. А их на этом участке много: кабели различного назначения, дюкер водопровода, сам чугунный водопровод большого диаметра. При этом инженерные сети размещены на различной глубине, так что надо быть особо внимательным при производстве работ. Но основной фронт работ — сооружение основания и реконструкция стенки набережной.

Все гранитные плиты нумеруются и отвозятся в мастерские, где их обрабатывают пескоструем, очищают. Историческое чугунное перильное ограждение сейчас тоже демонтировано и отправлено на реставрацию. Там, где не хватает каких‑то элементов, они восстанавливаются: создается модель и изготавливаются идентичные элементы. Такие же, как исторические, из чугуна, не из стали, — рассказал Петр Коняев.

А много гранитных плит приходится заменять? — уточнил у гендиректора.

Не более двух процентов. И заменяются они плитами из такого же гранита. Так что набережная будет иметь в точности тот исторический вид, в котором была изначально ­создана, — заверил строитель.

Сооружение каменных набережных на Мойке началось в 1797 году. К 1805‑му река уже имела подпорные стенки, облицованные гранитом на участке от Мало-Конюшенного моста до Невского проспекта. Участок от Невского до реки Пряжки по левому берегу и до Крюкова канала по правому берегу Мойки одели в гранит к 1810 году. Конечно, за более чем два века ремонт набережных Мойки периодически проводился. Но основания из деревянных свай демонтируют только сейчас, их выбуривают, а вместо них уже устраивается монолитное основание из бетона. Как утверж­дают строители, оно прослужит не один век.

Применяется типовое решение: устанавливается мощное свайное основание, на которое крепятся отреставрированная гранитная облицовка, гранитный карниз и перильное ограждение с тумбами, — поясняет Дмитрий Жаворонков.

Как уже отмечено, сегодня в работе половина отведенного под ремонт участка. Но уже скоро специалисты начнут продвигаться дальше. Вновь будет сооружаться стенка из шпунта, осушение и разборка гранитной стенки. Делается это захватками — участками от 60 до 90 метров.

Поскольку ремонтируемый учас­ток довольно протяженный и объем работ большой, то и сроки довольно значительные. Начались работы на набережной Мойки летом прошлого года, срок завершения по контракту — декабрь 2026 года. За время капремонта в основание стенки набережной установят больше четырехсот свай. В мастерской отреставрируют 1,5 тысячи гранитных камней облицовки, приведут в порядок почти полкиломет­ра металлического перильного ограждения и 120 гранитных тумб.

В заключение должно быть проведено благоустройство набережной, в том числе высадка лип — в том же количестве, сколько их было до начала ремонта. Исторический вид объекта культурного наследия пострадать не должен.

Читайте также:

С острова на остров: Большой Смоленский мост строится, Ново-Адмиралтейский в перспективе

Дублёр доставит в крепость. Кронверкский мост готовят к разборке


#набережная Мойки #инфраструктура #капремонт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (7843) от 07.02.2025 под заголовком «Чтобы стенка в воду не ушла».


Комментарии