Что желтеет на волне?

Начавшееся лето Петербург встретил открытием сезона аквабусов – водных такси, знакомых многим горожанам. К шестому сезону их навигации осталась только одна линия из пяти – «Приморская», как и в прошлом году. Правда, и ее осенью прошлого года питерские власти хотели закрыть, но водную маршрутку спас договор, заключенный между городом и перевозчиком ранее. Другие бизнес-структуры (а изначально пять компаний хотели опоясать Петербург водными линиями) посчитали это начинание нерентабельным.

Что желтеет на волне? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Табло в телефоне

На причале у Университетской набережной – первой остановке маршрута – безлюдно. Возможно, потому что на улице ветрено и неуютно. На платформе висит расписание: в будни аквабус ходит с девяти до девяти, хотя и с разными интервалами движения. Так, с 9.00 до 13.00 и с 16.00 до 20.00 придется ждать на причале 15 минут, в остальные часы – чуть дольше. По выходным и праздникам аквабусы на линии с десяти утра до десяти вечера. Правда, интервал движения тогда составит «не более часа».

Понять, ходит ли транспорт по расписанию, невозможно. Никаких информационных табло, извещающих о прибытии судна, на остановке нет. Зато на сайте «Организатора перевозок» в режиме реального времени помимо основного общественного транспорта можно отслеживать и передвижение аквабусов, оснащенных системой ГЛОНАСС. На карте они выделены оранжевым цветом. Делать это можно с мобильных телефонов.

По прошествии получаса у Дворцового моста замаячило желтое пятно – наше долгожданное такси. На причале помимо автора этих строк аквабус ожидают молодая пара и женщина. После долгого изучения расписания подстегнутые вопросом кондуктора: «Вы поедете?» – молодые люди решаются войти. Их сомнения понятны: в выходной поездка в рамках одной зоны будет стоит 150 рублей за человека.

Зоны две: первая – от Университетской набережной до Арсенальной; вторая – от Арсенальной набережной до остановочного пункта «Приморский проспект» (ниже третьего Елагина моста). Соответственно, весь маршрут в выходные обойдется в 300 рублей (в будни – 200). Цены устанавливает городской комитет по тарифам. «В случае если вам не выдали проездной билет, вам обязаны возместить стоимость проезда в двойном размере» – гласит строгая надпись в салоне.


Перевозчики воздуха

«Много вы народу возите?» – интересуюсь у кондуктора. Он не сразу отрывается от телефона: «Зависит от погоды: вот когда солнце, то да, а в дождь-то немного». – «А кто-то добирается так до работы?» – не унимаюсь я. – «Да, есть такие», – молодой человек вновь уходит в телефон.

В салоне лодки чисто и уютно. За окном проплывают «Медный всадник», Исаакиевский собор, позади остается Стрелка Васильевского острова. У Финляндского вокзала (тут заканчивается первая зона) молодая пара выходит, я остаюсь в салоне одна.

Проехав восемь остановок, мы прибываем на конечную. На «Приморском проспекте» пассажиров оказалось значительно больше: почти полный аквабус, рассчитанный на 12 мест, отправляется в обратный рейс.


Растут цены и субсидии

В этом году по Неве и ее рукавам разъезжают пять водных такси разной вместимости (от 10 до 28 человек). В прошлом году таких было шесть. «Подобные водные суда окупаются, как правило, в течение пяти лет. Новый аквабус мы приобрели за 18,5 млн рублей на Псковских верфях. Строить на местных Адмиралтейских судно не стали, так как его стоимость была бы в два раза больше, то есть около 40 млн рублей», – объясняет Светлана Гуня, помощник генерального директора единственной компании-перевозчика «МБС».

Напомним, что параметры работы аквабусов городские власти меняли каждый год. Данный вид общественного транспорта частично субсидируется городом. В 2010 году, когда все только начиналось, поездка для горожан стоила 50 рублей, а субсидия на одного человека составляла 417 рублей. В следующем году цена поездки не изменилась, а субсидии значительно сократились – до 296 рублей. Однако уже в 2012 году стоимость проезда на аквабусе увеличилась вдвое, как и субсидии (до 582 рублей).

Причина этого удивительного факта очевидна: из-за высокой цены упал пассажиропоток, значит, недостающие доходы перевозчику должен был возместить город. «До повышения тарифа ежегодный рост пассажиропотока составлял около 50%, что уменьшило расходы города на этот вид транспорта, – рассказал Мелик Саркисян, генеральный директор компании «МБС», выступая на минувшем в Петербурге форуме пассажирского транспорта. – Аквабусы не могут существовать сами по себе, они должны стать частью единой транспортной системы Петербурга».

Для этого, считает он, необходимо провести рекламную кампанию: например, информацию об аквабусах размещать в наземном транспорте или в подземке. «Я был приятно удивлен, когда недавно увидел в метро Хельсинки рекламу нашего аквабуса. В петербургском метро такого не встречал», – рассказывает предприниматель.

«Но самое главное – не менять условия игры, – уверен бизнесмен. – Пока компания действует по договору, заключенному пять лет назад. Но в этом году срок действия договора истекает. Уже подавая заявку на тендер, перевозчик закладывает стоимость строительства судов, опытную эксплуатацию, прочие расходы, делает расчет и прогнозирует свою работу. Если перевозчик выбран на пять лет, он должен быть уверен, что в течение этого срока все останется в силе».


На дальней линии сойду

Многие петербуржцы до сих пор воспринимают водные маршрутки как развлечение, а не как полноценный вид транспорта. Это и было одной из причин того, что город собирался отказываться от данного проекта. Однако на будущий год все же планируется ввести помимо ныне действующего маршрута еще несколько: «Василеостровский», «Екатерингофский», «Охтинский», «Обводный», «Крестовский». Также рассматривается вопрос о продлении существующего маршрута до Парка 300-летия Санкт-Петербурга.

Заинтересованные пассажиры делятся своими предложениями в соцсетях. «Кронштадтскую линию однозначно надо вернуть. Жителей на Котлине немало, многие ездят на работу и учебу за пределы острова, а кроме автобуса и маршруток, никакого транспорта у целого района больше нет», – считает петербуржец Дмитрий Веденев. Он регулярно пользуется аквабусом и часто бывает в Кронштадте.

Неравнодушный горожанин также предлагает снизить стоимость проезда в будние дни на городских линиях до 36 рублей. По сравнению с действующими 100 рублями идея кажется революционной.

«В 2014 году почти всегда я был в аквабусе единственным пассажиром, т. е. выручка за рейс составляла 100 рублей, – аргументирует Дмитрий. – При стоимости проезда 36 рублей и заполняемости хотя бы 10 человек выручка составила бы уже 360 рублей. Причем при снижении цены можно было бы выпускать на линию 30-местный аквабус, им пользовались бы сотрудники бизнес-центров на Петроградской и Аптекарской набережных, чтобы доехать от метро до работы. И интервалы надо либо сократить до 15 минут, либо опубликовать четкое расписание».


КСТАТИ

В 2010 году на аквабусах проехали около 50,4 тыс. пассажиров, в 2011 г. — более 74 тыс., в 2012-м —менее 48 тыс. По итогам 2014 года водной маршруткой воспользовались почти 97 тыс. пассажиров, и по планам перевозчика, к концу сезона-2015 их количество должно вырасти до 150 тыс. В этом году на поддержку аквабуса из городского бюджета выделено 22 млн рублей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (5475) от 09.06.2015.


Комментарии