Что желтеет на волне?

Начавшееся лето Петербург встретил открытием сезона аквабусов – водных такси, знакомых многим горожанам. К шестому сезону их навигации осталась только одна линия из пяти – «Приморская», как и в прошлом году. Правда, и ее осенью прошлого года питерские власти хотели закрыть, но водную маршрутку спас договор, заключенный между городом и перевозчиком ранее. Другие бизнес-структуры (а изначально пять компаний хотели опоясать Петербург водными линиями) посчитали это начинание нерентабельным.

Что желтеет на волне? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Табло в телефоне

На причале у Университетской набережной – первой остановке маршрута – безлюдно. Возможно, потому что на улице ветрено и неуютно. На платформе висит расписание: в будни аквабус ходит с девяти до девяти, хотя и с разными интервалами движения. Так, с 9.00 до 13.00 и с 16.00 до 20.00 придется ждать на причале 15 минут, в остальные часы – чуть дольше. По выходным и праздникам аквабусы на линии с десяти утра до десяти вечера. Правда, интервал движения тогда составит «не более часа».

Понять, ходит ли транспорт по расписанию, невозможно. Никаких информационных табло, извещающих о прибытии судна, на остановке нет. Зато на сайте «Организатора перевозок» в режиме реального времени помимо основного общественного транспорта можно отслеживать и передвижение аквабусов, оснащенных системой ГЛОНАСС. На карте они выделены оранжевым цветом. Делать это можно с мобильных телефонов.

По прошествии получаса у Дворцового моста замаячило желтое пятно – наше долгожданное такси. На причале помимо автора этих строк аквабус ожидают молодая пара и женщина. После долгого изучения расписания подстегнутые вопросом кондуктора: «Вы поедете?» – молодые люди решаются войти. Их сомнения понятны: в выходной поездка в рамках одной зоны будет стоит 150 рублей за человека.

Зоны две: первая – от Университетской набережной до Арсенальной; вторая – от Арсенальной набережной до остановочного пункта «Приморский проспект» (ниже третьего Елагина моста). Соответственно, весь маршрут в выходные обойдется в 300 рублей (в будни – 200). Цены устанавливает городской комитет по тарифам. «В случае если вам не выдали проездной билет, вам обязаны возместить стоимость проезда в двойном размере» – гласит строгая надпись в салоне.


Перевозчики воздуха

«Много вы народу возите?» – интересуюсь у кондуктора. Он не сразу отрывается от телефона: «Зависит от погоды: вот когда солнце, то да, а в дождь-то немного». – «А кто-то добирается так до работы?» – не унимаюсь я. – «Да, есть такие», – молодой человек вновь уходит в телефон.

В салоне лодки чисто и уютно. За окном проплывают «Медный всадник», Исаакиевский собор, позади остается Стрелка Васильевского острова. У Финляндского вокзала (тут заканчивается первая зона) молодая пара выходит, я остаюсь в салоне одна.

Проехав восемь остановок, мы прибываем на конечную. На «Приморском проспекте» пассажиров оказалось значительно больше: почти полный аквабус, рассчитанный на 12 мест, отправляется в обратный рейс.


Растут цены и субсидии

В этом году по Неве и ее рукавам разъезжают пять водных такси разной вместимости (от 10 до 28 человек). В прошлом году таких было шесть. «Подобные водные суда окупаются, как правило, в течение пяти лет. Новый аквабус мы приобрели за 18,5 млн рублей на Псковских верфях. Строить на местных Адмиралтейских судно не стали, так как его стоимость была бы в два раза больше, то есть около 40 млн рублей», – объясняет Светлана Гуня, помощник генерального директора единственной компании-перевозчика «МБС».

Напомним, что параметры работы аквабусов городские власти меняли каждый год. Данный вид общественного транспорта частично субсидируется городом. В 2010 году, когда все только начиналось, поездка для горожан стоила 50 рублей, а субсидия на одного человека составляла 417 рублей. В следующем году цена поездки не изменилась, а субсидии значительно сократились – до 296 рублей. Однако уже в 2012 году стоимость проезда на аквабусе увеличилась вдвое, как и субсидии (до 582 рублей).

Причина этого удивительного факта очевидна: из-за высокой цены упал пассажиропоток, значит, недостающие доходы перевозчику должен был возместить город. «До повышения тарифа ежегодный рост пассажиропотока составлял около 50%, что уменьшило расходы города на этот вид транспорта, – рассказал Мелик Саркисян, генеральный директор компании «МБС», выступая на минувшем в Петербурге форуме пассажирского транспорта. – Аквабусы не могут существовать сами по себе, они должны стать частью единой транспортной системы Петербурга».

Для этого, считает он, необходимо провести рекламную кампанию: например, информацию об аквабусах размещать в наземном транспорте или в подземке. «Я был приятно удивлен, когда недавно увидел в метро Хельсинки рекламу нашего аквабуса. В петербургском метро такого не встречал», – рассказывает предприниматель.

«Но самое главное – не менять условия игры, – уверен бизнесмен. – Пока компания действует по договору, заключенному пять лет назад. Но в этом году срок действия договора истекает. Уже подавая заявку на тендер, перевозчик закладывает стоимость строительства судов, опытную эксплуатацию, прочие расходы, делает расчет и прогнозирует свою работу. Если перевозчик выбран на пять лет, он должен быть уверен, что в течение этого срока все останется в силе».


На дальней линии сойду

Многие петербуржцы до сих пор воспринимают водные маршрутки как развлечение, а не как полноценный вид транспорта. Это и было одной из причин того, что город собирался отказываться от данного проекта. Однако на будущий год все же планируется ввести помимо ныне действующего маршрута еще несколько: «Василеостровский», «Екатерингофский», «Охтинский», «Обводный», «Крестовский». Также рассматривается вопрос о продлении существующего маршрута до Парка 300-летия Санкт-Петербурга.

Заинтересованные пассажиры делятся своими предложениями в соцсетях. «Кронштадтскую линию однозначно надо вернуть. Жителей на Котлине немало, многие ездят на работу и учебу за пределы острова, а кроме автобуса и маршруток, никакого транспорта у целого района больше нет», – считает петербуржец Дмитрий Веденев. Он регулярно пользуется аквабусом и часто бывает в Кронштадте.

Неравнодушный горожанин также предлагает снизить стоимость проезда в будние дни на городских линиях до 36 рублей. По сравнению с действующими 100 рублями идея кажется революционной.

«В 2014 году почти всегда я был в аквабусе единственным пассажиром, т. е. выручка за рейс составляла 100 рублей, – аргументирует Дмитрий. – При стоимости проезда 36 рублей и заполняемости хотя бы 10 человек выручка составила бы уже 360 рублей. Причем при снижении цены можно было бы выпускать на линию 30-местный аквабус, им пользовались бы сотрудники бизнес-центров на Петроградской и Аптекарской набережных, чтобы доехать от метро до работы. И интервалы надо либо сократить до 15 минут, либо опубликовать четкое расписание».


КСТАТИ

В 2010 году на аквабусах проехали около 50,4 тыс. пассажиров, в 2011 г. — более 74 тыс., в 2012-м —менее 48 тыс. По итогам 2014 года водной маршруткой воспользовались почти 97 тыс. пассажиров, и по планам перевозчика, к концу сезона-2015 их количество должно вырасти до 150 тыс. В этом году на поддержку аквабуса из городского бюджета выделено 22 млн рублей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (5475) от 09.06.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.