Что выше Скотопригонного
Эмоционально прошло во вторник вечером заседание Всемирного клуба петербуржцев, посвященное обсуждению кандидатур на включение в Белую, Красную и Черную книги.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Напомним, клуб уже несколько лет проводит общественную экспертизу зданий, которые построены в Петербурге. Удачные примеры попадают в Белую книгу, архитектурные ошибки – в Черную. Красная книга придумана для того, чтобы вносить в нее памятники, требующие спасения или как минимум срочного ремонта.
Начали с Белой книги. В нее вошла Триумфальная арка Победы в Гатчине (авторы – скульптор Борис Петров, архитектор Владимир Попов). По словам художника Ивана Уралова, это ясная простая архитектура с высоким качеством скульптуры, изменившие к лучшему градостроительную ситуацию в Красном Селе.
Одобрено воссоздание Сергиевской церкви в Пушкине по проекту Бориса Саюшева, в комплексе с храмом создан культурно-просветительский центр.
Включено в Белую книгу и здание Новой сцены Александринского театра бюро «Земцов-Кондиайн», которое создало новое культурное пространство в ничем не примечательных петербургских дворах. В то же время оно не спорит с соседним ансамблем великого Росси.
Клуб поддержал проект «Открытый музей» группы компаний «Сайн»: она занимается созданием репродукций произведений из собрания Эрмитажа на строительных ограждениях при ремонте зданий. Одобрен не дизайн отдельных баннеров, а сама идея замены банальной рекламы показом национального достояния.
Не прошло в Белую книгу здание студенческого кафе в кампусе Высшей школы менеджмента СПбГУ в Михайловке. Эксперты клуба сочли, что весь комплекс, создаваемый по проекту «Студии 44» Никиты Явейна, грубо вторгается в памятник архитектуры.
Решение еще по трем кандидатам отложено. Жилые дома – в Ковенском пер., 5, Евгения Герасимова и на Малом пр., 9, Юрия Земцова – вызвали много споров. Даже у профессиональных экспертов нет единого мнения – можно ли включать в Белую книгу здания, сделанные высокопрофессионально, или они еще должны наследовать петербургским традициям. Клуб посвятит специальное заседание новым жилым зданиям в историческом центре Петербурга.
До завершения строительства отложено рассмотрение «Экспофорума» архитекторов Сергея Чобана и Евгения Герасимова.
Список попавших в Красную книгу оказался самым коротким – это «Царь-ванна» в Баболовском дворце и здание Академии художеств. В обоих случаях жест Всемирного клуба петербуржцев – это призыв к федеральным властям, прежде всего к Министерству культуры, обратить внимание на свои объекты.
Обсуждался вопрос с подсветкой Петропавловского собора, но все проблемы освещения петербургских исторических зданий решено обсудить отдельно. Президент клуба Михаил Пиотровский считает, что лучше не подсвечивать здания совсем, чем направленным светом искажать архитектуру.
Пополнение Черной книги не вызвало споров, хотя кандидаты были необычны. Это подсветка «Монблана», который сам по себе уже находится в «черном списке». За саморекламу он попал туда во второй раз. Еще не достроенный высотный жилой комплекс «Времена года» на углу Московского проспекта и Обводного канала подавил памятник архитектуры начала XIX века – здание Скотопригонного двора.
В Черную книгу внесен жилой дом на выезде из Сестрорецка, который начали строить прямо на красной линии Приморского проспекта. Но пожелания клуба уже выполняются, на днях дом начали сносить.
В дополнительное время Всемирный клуб петербуржцев рассмотрел предложение Зураба Церетели создать в Парке 300-летия Санкт-Петербурга аллею «История государства Российского (дом Романовых)» из 14 его скульптур монархов высотой от 3,5 до 5 метров. Члены клуба вежливо ответили, что этот парк в «спальном» районе на берегу залива с песчаными пляжами создан для рекреационных, а не мемориальных целей. Вот появится в городе другой большой озелененный участок, и к идее царской аллеи можно будет вернуться.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (5496) от 09.07.2015.
Комментарии