Что-то с памятью моей. Как петербуржцы помогают ученым в экспериментах

Приходишь в назначенное время, выполняешь задания за компьютером, потом за чаем ученый объясняет суть исследования, а вечером можно лекцию послушать. На факультете психологии СПбГУ прошла четвертая Неделя когнитивных экспериментов, народ ждет пятую. Мы поговорили с организаторами проекта и послушали одну из лекций.

Что-то с памятью моей. Как петербуржцы помогают ученым в экспериментах | Эксперименты проводились в окружении оптических иллюзий. ФОТО Арины ФОМИНОЙ

Эксперименты проводились в окружении оптических иллюзий. ФОТО Арины ФОМИНОЙ

«Психологическая помощь»


Идея «с горожан - участие в экспериментах, с ученых - популярные лекции и печеньки» родилась в научной группе профессора Виктора Аллахвердова, которая исследует сознание.

- В 2017 году я был на последнем курсе аспирантуры, должен был проводить очередной эксперимент, - рассказывает один из организаторов недели Роман Тихонов, исследователь факультета психологии СПбГУ, младший научный сотрудник Центра междисциплинарных фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. - Но обычно добровольцы приходят на эксперименты поодиночке, а мне нужно было, чтобы участвовали парами. И я подумал: если устроить некое массовое мероприятие, больше шансов, что придут по двое. Кроме того, у нас большая научная группа - и почему бы не объединить все эксперименты в одном месте?

В соцсетях бросили клич любителям научно-популярных лекций, отклик превзошел ожидания. Довольны остались обе стороны: экспериментаторы - потому что разом покрыли потребность в испытуемых на несколько месяцев вперед, участники экспериментов - потому что увидели науку изнутри.

- Главная особенность недели в том, что мы не показываем какие-то демонстрационные работы, - говорит Роман. - Это реальные исследования, их результаты потом представлены в научных работах и на конференциях. Кстати, было непросто сделать так, чтобы и людям было весело, и веселье не смазывало результаты. После первой недели много данных пришлось исключить, потому что участников что-то отвлекало. Теперь мы разграничили тихие комнаты и зону общения.

Эксперименты проводятся, как правило, за компьютером. Задания простые. Например, на экране появляется череда фотопортретов, надо быстро определять, мужчина или женщина перед вами, и нажимать соответствующую кнопку. На самом деле это простецкое задание - только для того, чтобы сконцентрировать ваше внимание. Потому что во второй части эксперимента вам покажут фото людей в разных ситуациях, и надо оценить, насколько эти люди эмоциональны. Суть в том, что во второй части попадаются и фото тех, кого вы уже видели в первой. Согласно гипотезе, узнав человека, мы испытаем какие-то эмоции и автоматически приписываем эмоциональность и ему.

Или другой эксперимент (не компьютерный, «в реале»): заучивать последовательность движений в акробатическом рок-н-ролле. Дело в том, что некоторые ошибки повторяются из раза в раз и ученые пытаются понять этот механизм.

На каждой неделе проходит 10 - 20 экспериментов в самых разных направлениях: изучение памяти (направлением руководит Валерия Гершкович), процессы научения (руководитель Надежда Морошкина), ощущение и восприятие (Валерия Карпинская).

Испытуемым может стать, увы, не любой. Никаких ограничений по здоровью (разве что если зрение слабое, вооружитесь очками или контактными линзами), но есть возрастной ценз: не младше 18 лет (участник должен быть совершеннолетним) и не старше 35 (чтобы большая разница в возрасте не размывала результаты). Юношество и граждане 35+, понятно, выразили свое огорчение, ученые прислушались - и добавили в программу лекции для широкой аудитории.

В один из дней, например, публика узнала «Как сознание ворует чужие идеи» - так называлась лекция Валерии Гершкович. Доцент кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ изучает иллюзии памяти и ложные воспоминания, чреватые как пустяковыми недоразумениями, так и драматичными ошибками в свидетельских показаниях. А лекцию Валерия Александровна посвятила феномену неосознанного плагиата - ситуации, при которой человек ненамеренно приписывает себе авторство чужих идей.

Мы законспектировали. Излагаем.

Эту мысль у меня позаимствовал Сократ


...Известный американский нейропсихолог, невролог Оливер Сакс писал, что память - отражение не только нашего опыта, но и чужого. Среди самых драгоценных наших воспоминаний могут быть воспоминания о событиях, которые никогда не происходили, а если и случались, то не с нами. Сакс не исключал, что некоторые его открытия выросли из чужих предположений, повлиявших на него, а потом забытых.

Действительно, в истории немало курьезных случаев неосознанного заимствования идей. Коллега Зигмунда Фрейда Вильгельм Флисс утверждал: концепции бисексуальности и сублимации поведал ученому именно он, причем тот счел их несостоятельными.

Дело в том, что память не дубликат некоего оригинала события. Это активный процесс изменения прошлого. И самая большая ложь нашей памяти в том, что некоторые ошибочные воспоминания могут переживаться как истинные: память может врать, и при этом врать с уверенностью.

В конце XIX века 11-летняя слепоглухая американская девочка Хелен Келлер изумила издателя талантливым рассказом, а после публикации обнаружилось: есть совпадения с книгами детской писательницы Маргарет Кэнби. Девочка уверяла, что рассказов Кэнби не знает, однако, как оказалось, все-таки ей могли их читать, но она об этом забыла. Марк Твен тогда остроумно поддержал «коллегу»: дескать, с ним такое сплошь и рядом случалось. Но, говоря по-научному, у Хелен могла быть криптомнезия. Или неосознанный плагиат: в памяти остается отпечаток события или идеи, но не ее источник. И в таком случае человек не различает, его это идея или пришлая.

Исследователи выдвигают предположение: память как бы разделена на две подсистемы, одна запоминает содержание информации («что произошло»), другая - информацию о ее источнике («где, как, когда узнал»). И, бывает, знание самой информации сохранно, но вы неспособны вспомнить даже то, что она «не ваша».

Вы выключили утюг или только подумали, что надо выключить? В психологии это называется «проблемы мониторинга реальности». Как показывают исследования, отличить фантазию от того, что было на самом деле, непросто, а ряд наиболее одиозных исследователей считают, что мозгу все равно, было ли событие в прошлом или вы фантазируете о будущем. Процессы схожи, и отделить происходившее от воображаемого становится трудной задачей.

К тому же ложное воспоминание можно и «имплантировать». Если вас спросить: «А помнишь, как ты маленьким в магазине потерялся?» - вы, вероятно, начнете что-то такое припоминать, даже если никогда не терялись в магазине. Просто вы легко можете представить себе такую ситуацию. А вот ложные воспоминания о событиях, которые для вас не реальны, вряд ли внедришь.

Оливер Сакс предполагал, что ненарочный плагиат происходит при творческом процессе. То есть когда создаешь нечто новое. В классическом исследовании Брауна и Мерфи конца 1980-х испытуемых усаживали в круг и просили по очереди называть каких-нибудь животных: корова, собака, лиса и т. д. Потом - вспомнить, каких именно они назвали сами. А затем - продолжить называть еще не упомянутых. Оказалось, что свое по ошибке повторяют редко, но две трети участников хотя бы раз повторили то, что уже было названо другим испытуемым. Считайте, невольно заимствовали чужую идею.

И дело не только в памяти. Как показывают исследования, «плагиатим» мы избирательно: заимствуем, как правило, высоко оцененные идеи, более творческие, и у тех, кто вызывает у нас доверие. У авторитетных людей и друзей - чаще, чем у незнакомых; у представителей своего пола - чаще, чем у противоположного.

Хороший вопрос: как отличить намеренное присвоение чужих идей от такого вот нечаянного кунштюка мозга? Одна из задач исследователей сейчас - найти критерии, позволяющие отличить истинные воспоминания от фантазии.

Еще один хороший вопрос - почему случаются такие фокусы сознания? Есть версии: возможно, такие механизмы нужны, чтобы легче усваивать общие правила и родительские установки, договариваться на основе общих идей. А базовая задача памяти, возможно, не достоверно сохранять ваше прошлое, а менять его, чтобы соответствовать вам сегодняшнему. Чтобы оставаться целостным.

Иллюзии памяти - закономерные следствия работы нашего сознания. И сейчас эти механизмы изучаются все пристальнее. В эпоху, когда вокруг нас очень много информации, источник которой мы не всегда знаем (в том числе фейковых новостей), исследования механизмов запоминания, передачи, усвоения становятся еще и очень практически значимыми.

#наука #лекции #эксперимент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 044 (6397) от 12.03.2019 под заголовком «Что-то с памятью моей.».


Комментарии