Что написано пером

Мы теперь практически не пишем друг другу писем в конвертах – отправляем SMS, общаемся в соцсетях, звоним. О том, что значили письма, рассказывает выставка «Пиши мне обо всем...», которая открывается сегодня в Музее-усадьбе Державина на набережной реки Фонтанки, 114, – филиале Всероссийского музея А. С. Пушкина.

Что написано пером | ФОТО предоставлено пресс-службой Всероссийского музея А. С. Пушкина

ФОТО предоставлено пресс-службой Всероссийского музея А. С. Пушкина

.

По словам директора Всероссийского музея А. С. Пушкина на Мойке, 12, Сергея Некрасова, праздник русской поэзии отмечается здесь 3 июля уже более четверти века. Ведь недаром Белинский назвал Державина отцом русских поэтов. .

Выставка построена на богатейших экспонатах фонда Музея А. С. Пушкина и фондах Института русской литературы РАН – Пушкинского Дома.

Посетителям сначала предлагают погрузиться в тот навсегда ушедший мир, где письма были основной коммуникацией между людьми, находящимися далеко друг от друга. Искусству письма даже учили – выпускали толстенные письмовники с образцами писем на все случаи жизни. А сами эти старинные конверты, облатки, чернильницы, специальные подсвечники с регулятором высоты – чтобы удобнее было писать, когда за окном темным-темно... Кто-то из нас еще застал чернильницы-непроливайки и даже стальные перья. Но вот гусиных-то мы не застали. Между тем сделать настоящее гусиное перо было непросто. Для правшей брались перья с верхней части левого крыла гуся, для левшей – наоборот. Перья обезжиривались, расщеплялись, затачивались. Вместо промокашки можно было использовать песок. Но его тоже специально готовили, дробили гранитную крошку, прокаливали...

Живя в усадьбе, можно было все для письма, за исключением бумаги и конвертов с облатками, приготовить самим. Даже орешковые чернила. Есть на листьях дуба такие наросты-орешки, их вываривали, потом бросали туда кусок железа, настаивали. Получались полупрозрачные чернила, которые на воздухе темнели. Облатки – это не только таблетки, такими штучками запечатывались конверты: «Облатка розовая сохнет на воспаленном языке...». Старинный портфель для бумаг и сейчас бы пригодился, а щипцы для снятия нагара со свечей не каждый ныне и распознает – что за штука такая...

На выставке можно узнать, как отправлялись дилижансы и как быстро доставлялись письма между двумя столицами. Антонина Артюхович, заведующая отделом литературной экспозиции и временных выставок музея, рассказала, почему птица-тройка – чисто русское изобретение. Оказывается, потому, что дороги у нас плохие, и запряженные не цугом, а тройкой лошади, понукаемые опытным кучером, могли легче перенести тяжелый путь. Нагрузку удавалось распределять или, когда удар кнута обрушивался на всех трех, рвануть и вывезти возок из глубокой лужи.

Письма путешественников и известных людей начали издаваться, а потом превратились в литературный жанр. Стали сочинять романы в письмах... А вот альбомчик русской барышни начала позапрошлого столетия, переписавшей себе на память отрывки изданной к тому времени переписки Наполеона и Жозефины.

Во втором зале выставки сразу привлекает внимание старинное кресло, приспособленное для письма. Автор идеи выставки заместитель директора Всероссийского музея Пушкина на Мойке, 12, Татьяна Вергун окрестила его «троном русской поэзии». Кресло принадлежало поэту Константину Батюшкову, о котором Белинский писал: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно». Сергей Некрасов вспомнил о письме Батюшкова, в котором тот делится сильнейшим впечатлением от описания Державиным бала в Таврическом дворце в 1791 году: «Это фантастический пример того, как литературное описание события одним литератором воздействовало столь сильно на представителя следующего литературного поколения...». Все они здесь, в этом зале – литераторы круга державинской «Беседы», верящие в Просвещение и Разум, создававшие русскую словесность в последней трети XVIII столетия, благодаря которой возник Пушкин.

Следующий зал – Пушкинский. Татьяна Вергун рассказала, как родилась идея выставки. Она захотела показать: сам о себе человек лучше всего говорит в своих письмах – друзьям, любимым и т. д. Именно в своих письмах проживший всего 37 лет Пушкин предстает мощным зрелым человеком, мужчиной, умевшим брать на себя ответственность за близких и прекрасно понимавшим, что значит он сам для русской литературы, как отзовется его слово... Сохранилось около 800 писем поэта, обращенных к 192 адресатам. Это письма-диалоги и письма-исповеди, письма-монологи и письма-дневники, обращенные к друзьям и недругам, любимым женщинам и политическими деятелям, литераторам и представителям власти. Переписку поэта с близкими друзьями и в особенности с женщинами отличает живой стиль, совершенно не схожий с дворянским речевым этикетом писем-монологов, которые принято было писать по-французски.

Письма оттачивали речь, развивали язык, становились частью культурного кода и памяти... На выставке лишь небольшая часть писем представлена в подлинниках, остальное – в копиях, но созданных на так называемой архивной бумаге – старинной бумаге позапрошлого века. Плюс подлинные предметы – чашки, подсвечники, перья, мебель из тех усадеб и кабинетов, где были написаны многие послания.

В зале, посвященном Некрасову, – рассказ о его обширной переписке как издателя «Современника» и «Отечественных записок» с литераторами. Найдено и опубликовано чуть более 1200 и выявлено свыше 230 его адресатов. «Они горят!.. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала...» – писал Некрасов в стихотворении «Горящие письма» о погибшей переписке, сожженной его возлюбленной Авдотьей Панаевой. В память об уничтоженных письмах любви это стихо-творение можно прочесть на выставке в старинном издании Некрасова.


Выставка «Пиши мне обо всем...» открывается в 15.00 в Центральном корпусе усадьбы. В 16.00 в Восточном корпусе начнется литературно-музыкальная программа «Приношение поэту», посвященная 272-летию со дня рождения Г. Р. Державина, с участием ансамбля «Солисты Екатерины Великой».

В 17.00 в Западном корпусе – театрализованная программа, организованная Музеем пастилы (г. Коломна), «Вкушал ли Державин пастилу и какую пастилу любил Пушкин».

В 18.00 в Оранжерее – концерт русской музыки и поэзии XVIII века с участием ансамбля старинной музыки и театра исторического танца «Малый Трианон».

В 19.30 в Центральном корпусе – концерт «Звенела музыка в саду», а в 20.00 гости увидят фейерверк. Вход на все мероприятия свободный.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (5492) от 03.07.2015.


Комментарии