Что в подвале? Как владельцы кафе и хостелов подвергают опасности жизни людей
Поговорим об импотенции. Не в медицинском смысле этого слова, а в юридическом, в административном. Когда из-за законодательства и разнообразных правил множество предприятий, организаций и властных структур не могут сделать элементарного: проверить завод, который травит речку; проникнуть на территорию, где расположилась незаконная свалка; выселить должника-собственника... А сейчас разговор о тепловых компаниях, которые далеко не всегда могут содержать транзитные трубы, проходящие по подвалам жилых домов.
Фото: Pixabay / PublicDomainPictures
Речь идет о проданных или сданных в аренду подвалах, где работают разнообразные заведения. Самое экзотичное, наверное, это хостел в доме № 16 по набережной Черной речки: две комнатухи по 16 кв. м в кирпичной «хрущевке».
В своей рекламе хозяева хостела утверждают, что заведение расположено в цокольном этаже, а комнатухи именуют апартаментами и номерами-студио. Впрочем, как именоваться - их дело. Но про цоколь явное преувеличение. На самом деле - подвал, причем с трубами, которые не являются общим имуществом собственников дома. Это транзитные сети, принадлежащие ГУП «ТЭК». И проходят они в аккурат под кроватями в апартаментах. Точнее, кровати установлены над горячими сетями.
Более года тепловая компания предпринимает попытки выделить вокруг труб в хостеле положенную пятиметровую охранную зону. Но, увы, сделать этого не может. Отсутствие доступа в заведение уже привело к аварийной ситуации. В мае минувшего года во время испытаний труба в апартаментах протекла. Хорошо, что в этот момент там никого не было. Чтобы устранить дефект, сотрудникам ТЭК пришлось прибегнуть к помощи полиции и районной администрации. Ворвались, отремонтировали, покинули помещение... И тут же кровати вновь были установлены над трубой.
Прошло 8 месяцев. Юридическая служба до сих пор готовит иск о нарушении охранной зоны на Черной речке, 16.
Начальник Левобережного района теплосетей ГУП «ТЭК» Вадим Маслов рассказал, что только на его территории существуют 399 подобных объектов, куда сотрудникам тепловой компании вход запрещен... или существенно затруднен. Для примера - три кафе-ресторана в Невском районе в подвалах двух соседних «сталинок» на улице Бабушкина.
В доме № 52 расположены сразу два заведения общепита. В «Заходи, генацвале» горячую трубу диаметром 150 мм просто-напросто замуровали в пол. Над ней стоят столики и диванчики, на которых сидят посетители. Специалисты тепловой компании утверждают, что подпольный отрезок трубы не меняли 15 лет, в то время как все остальные сети капитально отремонтированы. Сотрудники кафе, наоборот, утверждают, что трубу под ними тоже меняли. Кому верить?
С 2017 года ГУП «ТЭК» заходит и заходит к генацвале с предписаниями о необходимости открыть теплотрассу и выделить охранную зону. Но все напрасно.
Рядом кафе «Урарту». Здесь горячая труба вписана в интерьер. А мебель и оборудование установлены в нескольких сантиметрах, а то и прямо над трубой.
В доме № 48 кафе «Колхида». Часть подвала с транзитной теплосетью занимает кухня: над трубами установлены мойки.
Хозяйствует здесь индивидуальный предприниматель Нонна. Жалуется, что трубу прорывает дважды в месяц:
- Несколько раз приходила на работу, а там кипяток на полу. Представляете, как это - собирать его тряпкой? От нас аварийка уже устала. Стоит произнести в трубку «Бабушкина, 48», как на том конце слышен вздох.
Только в таких случаях сотрудники кафе и пускают ремонтную бригаду в кухню. А когда все вроде благополучно, «посторонним вход запрещен».
Нонна - арендатор подвала. Фамилию собственника наизусть не помнит, хотя с уверенностью говорит, что это женщина. А до нее был мужчина. А по данным ГУП «ТЭК», отвечает за помещение ЖКС № 2 Невского района и именно он сдает подвал в аренду. А сайт «Наш Санкт-Петербург» утверждает, что помещение - городская собственность.
- Мы давно не удивляемся. Подобные объекты сдаются в суб- или суб-субаренду. Добраться по такой цепочке до истинного собственника непросто. К тому же они очень часто меняются. Иногда субарендаторы, имеющие дело с арендаторами, сами не знают, кому именно принадлежит объект недвижимости, - комментирует Маслов.
С собственницей (или арендатором?) подвала удалось пообщаться по телефону. Разговор получился, в общем-то, конструктивный. Она не отрицала необходимость обеспечивать беспрепятственный доступ к трубе. А вот по поводу обустройства охранной зоны высказалась отрицательно:
- В договоре купли-продажи помещения не было ни слова о каком-либо обременении. И стоимость его определялась по полной площади. Если речь идет о выделении охранной зоны в 5 метров вдоль всей трубы, то хотелось бы понять, каково будет денежное возмещение? И с кем именно следует вести соответствующие переговоры?
Если честно, Вадим Маслов не нашелся, что ответить. Спорить с собственниками на эту тему сложно. Однако можно с уверенностью сказать, в чем исток этих сложностей. Некогда комитет по управлению городским имуществом (КУГИ, переименованный в КИО) ввел в практику продажу технических помещений с инженерными сетями. Много лет назад с молотка продали тысячи подвалов без надежды когда-либо вернуть им проектный статус. Так что теперь город пожинает плоды той политики.
Впрочем, она и до сих пор не изменилась. Московский пр., 163: на днях продан кусок цоколя (на деле - подвала) 59 кв. м. Шпалерная, 44б, - 117,5 кв. м подвала. 12-я Красноармейская, 24, - 58 кв. м подвала... И так далее - Лиговский, Фурштатская, улица Союза Печатников. И это лишь примеры по исторической части города. А есть еще пр. Ветеранов, Купчино и прочие «спальники». И почти все цоколи-подвалы начинены разнообразными трубами, на которых в скором времени будут стоять и кровати, и диваны, и столы. А посторонним - в том числе тепловикам - вход будет воспрещен.
В ГУП «ТЭК» рассказали, каким может быть алгоритм воспитания собственников или арендаторов подвала. Сначала нужно вручить два предписания о восстановлении охранной зоны теплосети. Если ответа нет, то юридическая служба компании начинает готовиться к подаче соответствующего иска в Арбитражный суд. Дело это не только долгое но и, похоже, практически непосильное.
По данным самой компании, пока удалось подать лишь четырнадцать исков. Результат принесли только четыре из них. И то не решение суда, а добрая воля собственников подвалов помогла решить вопрос: они сами восстановили охранную зону. Правда, меньшую, нежели 5 метров. Но и это ГУП «ТЭК» считает успехом.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (6620) от 07.02.2020 под заголовком «Что в подвале, генацвале?».
Комментарии