Что красит транспорт. Четыре года назад в Петербурге появились лазурные автобусы
Они довольно быстро стали узнаваемы пассажирами и теперь ассоциируются именно с нашим городом.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Первыми в стране об узнаваемости своего транспорта задумались в Москве, взяв за основу эмблемы видов средств передвижения в виде спаренных линий, образующих форму запятой. Из этих же линий создали своеобразные меандры — волны, которые стали наносить на борта автобусов и трамваев, выкрашенных в голубой цвет. Такой подход, созданный одной из крупнейших дизайнерских студий России, быстро пришелся по душе пассажирам, а общественный транспорт стал легко узнаваем на проезжей части.
Подобное стилевое единство называют айдентикой. Это набор элементов, которые ассоциируются с определенной компанией или событием. К их числу относятся логотипы, определенный шрифт, цветовые, звуковые и видеоэффекты, увидев или услышав которые, вы тут же поймете, о какой организации идет речь. Скажем, многие, встретив курьеров с желтыми или зелеными коробками за спиной, сразу угадают, какие фирмы они представляют. Так и с транспортом.
Анастасия Силенкова, которая изучает региональную транспортную айдентику, рассказала, что с особой любовью к делу подошли в Ярославле. В городе, именуемом столицей Золотого кольца России, на маршруты выпустили яркие желтые автобусы с медведями (главный символ области испокон веков) и надписью «Яавтобус», где первая буква — отсылка к названию административного центра Ярославской области. А еще там есть «Ятрамвай» и «Ятроллейбус».
Интересное оформление автобусов, по словам Силенковой, и в Твери, где они, как и в Москве, имеют меандр, но это не случайная волна, а узнаваемая любым местным жителем достопримечательность — арка Старого Волжского моста через Волгу. Цвет, кстати, один в один как в Первопрестольной — видимо, чтобы показать близость города к столице. Запоминающийся местный мост заметен и на череповецких автобусах.
В основном же областные центры предпочитают не сильно много внимания уделять дизайну. Псков ограничился кислотно-зеленым цветом. В Липецке одно время ходили желто-зеленые (цвета местных флага и герба), но в итоге там перешли на универсальный белый. Белые автобусы бегают и в Великом Новгороде.
В Петербург унификация облика общественного транспорта пришла в конце прошлого десятилетия. Тогда в рамках подготовки к запуску «новой модели транспортного обслуживания пассажиров» было принято решение красить новые автобусы в лазурный цвет. Согласно условиям госконтрактов, такого колера должны быть кузов, люки, кондиционеры и другие элементы, расположенные на крыше машин. «Цвет был определен в том числе на основании результатов опроса жителей, проведенного в 2019 году на официальном сайте СПбГКУ «Организатор перевозок». Стоит отметить, что лазурный цвет являет собой ассоциацию с широко известной как внутри страны, так и на мировой арене профессиональной футбольной командой «Зенит», представляющей Петербург», — пояснили в комитете по транспорту. От элементов дизайна вроде меандра или эмблем у нас отказались.
Вслед за государственным «Пассажиравтотрансом» в лазурный цвет стали красить свои автобусы и коммерческие перевозчики. Более того, на улицах Северной столицы одно время можно было обнаружить даже лазурные маршрутки.
А вот другой государственный перевозчик — «Горэлектротранс», ответственный за трамваи и троллейбусы, перекрашивать свои машины в лазурный не стал. Новые троллейбусы выполнены в голубом цвете со схематичным изображением рогов-токоприемников. Трамваи имеют красно-белый, красно-серый и с недавних пор бирюзово-кремовый облик.
В комитете по транспорту объяснили: «Трамваи и троллейбусы СПбГУП «Горэлектротранс» имеют свой фирменный окрас, в том числе исторически сложившийся для города. Утвержденная схема окраски троллейбусов и трамваев выделяет их в транспортном потоке и узнаваема пассажирами, пользующимися наземным городским электротранспортом», — отметили чиновники. А в прошлом году по итогам конкурса был выбран единый цвет для электробусов — «весенне-зеленый».
По словам краеведа, автора познавательного проекта «Человек-метро» Дмитрия Графова, аналогичный подход выбран и к поездам подземки. Правда, тут это объясняется не невозможностью договориться, а более объективной причиной. «Так как обновить вагоны из‑за их высокой стоимости не удастся одномоментно, как правило, замена подвижного состава может растягиваться на годы и даже десятилетия, и возникают ситуации, когда пассажиров могут обслуживать сразу несколько поколений поездов одновременно», — отмечает Графов. Сейчас, по его словам, в Петербурге можно совершить поездки в вагонах трех поколений. Правда, даже в одном поколении есть разные вагоны — в нулевые годы была страсть к экспериментам с выбором внешнего вида вагонов.
«Со стороны конечного пользователя — пассажира, возможно, вагонный «зоопарк» либо любопытен, представляя мимолетный обывательский интерес, либо в большинстве своем совершенно безразличен. Со стороны эксплуатанта — метрополитена — это головная боль и дополнительные сложности с обучением персонала и закупкой запасных частей», — говорит Дмитрий Графов.
Сами жители имеют контрастные точки зрения. «Всему транспорту единый цвет, наверное, и не нужен, но привести к единству в разрезе видов транспорта необходимо: все автобусы лазурные, все троллейбусы — другие (например, синие с белыми полосами), трамваи — третьи. Без этого говорить об узнаваемости и выделении в транспортном потоке, на мой взгляд, нельзя», — рассуждает петербуржец Эмиль Степанянц. «Автобусы в желтый нужно было красить, троллейбусы — в синий, трамваи — в красный», — предлагает Виталий Руденко.
А горожанину Игорю Афиногенову кажется, что надо пойти дальше: «Хорошо бы унифицировать цвета автобусов, троллейбусов и электробусов. И развести их по разным номерам маршрутов. Чтобы, если знать нужный номер маршрута, не важно было, автобус это или троллейбус».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (7640) от 09.04.2024 под заголовком «Что красит транспорт».
Комментарии