Черно-белые дороги
В РОСФОТО открылась выставка «Дороги войны», объединившая авторские отпечатки классиков военного фоторепортажа.
Борис КУДОЯРОВ. Блокадный Невский проспект. 1941 г. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Снимки, сделанные в экстремальных боевых условиях, «срочно в номер», стали не только историческими свидетельствами, но и произведениями искусства, которые интересно рассматривать через много лет.
Яркий пример – фотография Бориса Кудоярова «Эвакуация». Мы видим улыбки на лицах детей, уезжающих поездом из осажденного Ленинграда. Они, конечно, не могли знать, что ждет остающихся в городе родителей.
Фотографии Кудоярова занимают центральное место в проекте «Дороги войны», и это естественно – он работал в блокадном Ленинграде. Здесь снимки, знакомые нам еще по школьным учебникам, – «Исполнение 7-й «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича в Большим зале Филармонии, «Конец блокаде», где изможденная женщина в платке обнимает бойца, «Конец войны», где девушки замазывают объявление «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Снимок «Зенитчики» фотограф сделал на площади Декабристов, «Танки идут на фронт» – на Московском проспекте.
Самыми сильными оказались два снимка Кудоярова. «Блокадный Невский проспект» 1941 года. Группа детей лет восьми – десяти на одинаковых самокатах, явно сделанных еще в мирное время, пересекает главную городскую улицу на фоне забора с надписью: «Тихий ход. Опасно. Неразорвавшаяся бомба». Фотография «Санитарный инструктор В. Лебедева» сделана в тяжелом 1942 году, но сколько оптимизма и уверенности в Победе в открытом лице молодой девушки в пилотке.
На выставке представлены работы еще трех классиков военной фотографии – это Эммануил Евзерихин, Иван Шагин и Сергей Лоскутов.
Снимок «23 августа 1942 года. После массированного налета гитлеровской авиации» сделан Евзерихиным в Сталинграде. Среди горящих руин сохранилась детская площадка – гипсовые дети водят хоровод вокруг такого же гипсового злого крокодила. Это снимок, наполненный образами и ассоциациями, – абсолютный шедевр, фотография, ставшая одной из самых известных в истории Великой Отечественной войны, наряду с такими, как «Комбат» Макса Альперта или «Знамя Победы над Рейхстагом» Евгения Халдея.
Еще две удачи Евзерихина – «Будем стоять насмерть!» – артиллерист в повязке на фоне своей батареи и снимок «Кавалерийский дозор» – блестяще выстроенная композиция с бойцом в плащ-палатке и каске, сидящим на белой лошади.
Сергей Лоскутов представлен портретом «Советский партизан» – настоящий рабочий войны, простой, мрачный, сосредоточенный, – а также лихой для 1944 года сценой «Конногвардейцы преследуют противника».
Работы Ивана Шагина менее известны: «Разведчик Ян Розе», «Освобожденная Вена» и несколько вариантов фотографии «Форсируют реку Дриссу», где автор меняет тон отпечатка или разбивает кадр на два самостоятельных сюжета. Для одного репортажа важнее был танк, прыгающий в воду, для другого – напряжение раздетых по пояс бойцов, которые тянут через реку баржу с орудием.
Юрий Пясецкий – имя, которое еще предстоит вернуть в историю фотографии. Его снимок, сделанный в Саратове в 1944 году, называется «Первый самолет, построенный на личные сбережения колхозника Ф. Головатого». В 1942 году пасечник Головатый сдал государству 200 кг меда, что было эквивалентно 100 тысячам рублей. На них был построен самолет, на котором воевал майор Б. Еремин. Самолет ни разу не был сбит и после выработки ресурса установлен на городской площади. Именно этот момент поймал Пясецкий.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (5551) от 24.09.2015.
Комментарии