Как в Петербурге обращают внимание на «сердечников»
Депутаты петербургского Законодательного собрания внесли в Социальный кодекс города поправки, согласно которым люди, перенесшие инфаркт миокарда или высокотехнологичные операции на сердце и сосудах (в том числе стентирование), будут в течение года бесплатно обеспечиваться необходимыми лекарствами. Поможет ли это снизить число сердечно-сосудистых катастроф?
Правильный сердечный ритм зависит не только от искусства врача, но и от доступности лекарственных средств. ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС
Когда в операции смысла нет
Два года назад по инициативе Территориального фонда ОМС в Петербурге был создан клинический кардиорегистр, где теперь анализируется вся информация по пациентам, поступающим в сосудистые центры с диагнозом «острый коронарный синдром». Главной причиной, побудившей специалистов к созданию этой базы данных, был довольно неожиданный факт: с увеличением в разы объемов хирургических вмешательств на сосудах сердца показатели смертности в регионе менялись незначительно.
На это обратил внимание и генеральный директор НМИЦ имени В. А. Алмазова главный кардиолог Петербурга Евгений Шляхто: «Город тратит огромные средства и силы на лечение пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а смертность не снижается. Сегодня она находится в точке 2016 года с показателем 696,7 на 100 тысяч населения, и получается, что мы уже не достигли индикатора, обозначенного в национальной программе по снижению смертности: к этому году он должен был равняться 640 на 100 тысяч».
Проблема, по мнению специалистов, в том, что стентирование, например, или аортокоронарное шунтирование лишь открывают русло заросших атеросклеротическими бляшками сосудов и тем самым предотвращают гибель сердечной мышцы, но никак не влияют на сам процесс образования бляшек. В итоге спустя довольно короткое время (порой лишь несколько месяцев) сосуды зарастают вновь и часто именно в области стентирования.
Как раз поэтому пациентам прописывают строгий прием «сердечных» доз аспирина в комбинации с клопидогрелем (так называемым антиагрегантом, предотвращающим образование тромбов). Если так и поступать - смертность снижается на 42%, если же нет - она возрастает сразу на 37%. В том же НМИЦ им. В. А. Алмазова больше половины прооперированных пациентов госпитализируют повторно и как минимум 9% - сразу в реанимацию.
Между тем, по статистике, на амбулаторный прием в течение 10 дней после выписки из стационара приходят меньше 30% пациентов, и из них только 38% находятся под наблюдением кардиолога и не более 20% наблюдаются терапевтом. Получается, что значительная часть даже из тех, кто пришел к врачу поликлиники после хирургической операции, больше к нему не обращаются, а 70% вообще не посещают его никогда.
Кто-то, возможно, решил, что, «получив» стент в сосуд, от болезни избавился, а иной просто не имеет денег на дорогие антиагреганты. В итоге если человек не принимает необходимые лекарства, смысл высокотехнологичных дорогостоящих операций теряется. Катастрофы так и будут повторяться вновь и вновь...
Именно поэтому, убежден главный кардиолог Петербурга, принимая решение, куда направить финансовые средства - купить очередную дорогостоящую аппаратуру, чтобы увеличить количество эндоваскулярных вмешательств, или обеспечить тех, кто их уже перенес, бесплатными лекарствами, - надо выбирать последнее.
И депутаты врачей услышали: со следующего года горожане после инфаркта миокарда или высокотехнологичных операций на сердце и сосудах будут бесплатно в течение 12 месяцев получать лекарства (антиагреганты, антигипертензивные, диуретики и статины). Таким образом, считает председатель комиссии по социальной политике и здравоохранению ЗакСа Елена Киселева, люди, почувствовав заботу о себе, и сами будут более ответственно подходить к своему здоровью. То есть все же придут на прием к врачу.
Сто пять клопидогрелей
На 2019 год Петербург планирует выделить на обеспечение горожан льготными лекарствами 11 млрд рублей. По сравнению с нынешним годом расходы увеличатся незначительно - на 3,9%, но при этом наибольший скачок, согласно проекту бюджета, должен произойти как раз в обеспечении препаратами пациентов с сосудистыми заболеваниями - в 109 раз.
Всего на лекарства для кардиобольных выделят 381 млн рублей, 200 млн из которых потратят на закупку лекарственных средств для 15 тысяч пациентов, прошедших хирургические вмешательства. В итоге каждый прооперированный получит курс лекарственной терапии на 13,3 тысячи рублей. Список препаратов составлялся ведущими специалистами города, в том числе и академиком РАН Е. В. Шляхто.
Интересно, что в дни, когда депутаты вносили поправки в бюджет, в Петербурге проходил Международный конгресс по вопросам тромбоза и гемостаза, в рамках которого Российский антитромботический форум впервые организовал семинар не для врачей, а для сотрудников аптек. Речь на этом занятии, которое проводил уже главный кардиолог управления делами президента РФ кандидат меднаук Никита Ломакин, шла как раз об ответственности продавцов лекарств. «Важно, чтобы вы понимали, насколько эффективны антикоагулянты и что человек непременно должен их у вас купить, но в то же время крайне опасно продать людям что-нибудь не то», - говорил собравшимся Никита Ломакин.
Но как же в аптеке могут продать пациенту «не то»?
Как утверждали специалисты, первостольники в аптеках не всегда знают, что аспирин выпускается в разных формах, а потому имеет и различную эффективность. Например, аспирин в оболочке (так называемый энтерик, всасывающийся в кишечнике) менее эффективен, чем тот, что «работает» уже в желудке. К тому же энтерики противопоказаны больным диабетом, ХОБЛ и страдающим ожирением, то есть людям с нарушенным процессом всасывания.
Но главное - специалистов волнует огромное количество дженериков клопидогреля, зарегистрированных в России. «Их уже сто пять! - удивлялся главный кардиолог управделами президента. - Один из них, например, произведен предприятием, зарегистрированным по адресу деревни в Тунисе».
Понятно, что организаторы семинара были склонны рекомендовать продавать пациентам оригинальный клопидогрель, эффективность которого уже давно доказана. Хотя он, конечно, дороже, и получалось, что окончательное решение, как обычно, - за карманом больного.
Для петербургских же «сердечников» препараты будут приобретать по наименьшей цене - как того требует федеральный закон. «Конечно, закупим дженерики, но список составлен для нас экспертами, к тому же, если препарат прошел регистрацию в Минздраве, у нас нет оснований сомневаться в его качестве. Верно?» - пояснила Людмила Сычевская, начальник управления по организации работы фармацевтических учреждений и предприятий городского комздрава.
Возразить ей, в общем, нечего. Увеличит ли депутатское решение процент принимающих лекарства больных и снизится ли в итоге показатель смертности - покажет время.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (6311) от 30.10.2018 под заголовком «Чем сердце успокоится».
Комментарии