Челлендж по зимнему городу. Петербуржцы смогут пройти по маршруту времен блокады

Понятие «пешеходный челлендж» звучит не очень привычно. Тем более применительно к памяти о блокадном Ленинграде. Ревнители русского языка, наверное, возмутятся: неужели нельзя обойтись без этого американизма? Организаторы акции «1942. Игра ва-банк» из музея «Невская застава» парируют: отечественного аналога слову «челлендж» (от английского «вызов, испытание») нет. Да и как еще достучаться до молодежи, если не говорить на ее языке?

Челлендж по зимнему городу. Петербуржцы смогут пройти по маршруту времен блокады | ФОТО Евгении ЛУРЬЕ

ФОТО Евгении ЛУРЬЕ

- Мы не развлекаем и не играем, - говорит организатор акции Алина Зоря. - Мы предлагаем современному жителю мегаполиса девять с лишним часов провести на улицах города зимой, пройдя блокадный путь художника Василия Власова. С Васильевского острова, где он жил, на Карточную фабрику на проспекте Обуховской Обороны, что в районе нынешней станции метро «Пролетарская».

В конце 1941 года живописцу заказали создать колоду карт с карикатурными изображениями немецких военачальников - для контрпропаганды в стане врага. На фабрику ему приходилось добираться пешком, поскольку транспорт не ходил, с риском быть убитым по время бомбежек и обстрелов. А когда начался производственный процесс, технолог Алексей Панченко носил оттиски на Карточную фабрику из литографии № 24 на Петроградской стороне - там располагался единственный действовавший в городе фотоцех.

- Когда просто читаешь где-то, что художник Власов проходил по блокадному городу пешком больше тридцати километров, то не очень вдумываешься, что это такое. А когда ты сам прошел вечером по пустынному проспекту Обуховской Обороны, то этот путь становится для тебя очень конкретным и физически понятным, - поясняет Алина.

Стартовав на улице Репина, группа добиралась до бывшей Карточной фабрики, а потом отправлялась пешком на Петроградскую сторону - на улицу Мира. Всего более 34 километров. Челлендж повторялся несколько дней, причем только чуть больше половины участников достигали финиша - самые стойкие.

- Наша акция - для молодых людей, хотя и не все они оказались столь выносливыми, чтобы преодолеть весь путь. Больше 80% участников - от 16 до 35 лет. Что их интересует? Обычная рядовая жизнь в годы блокады. Молодежь хочет говорить и думать о блокаде, но ищет простые человечные события «про людей», - считает Алина. - Ей претит официальный пафос, формальные речи и сухие цифры статистики.

Самый тяжелый участок пути - в конце, у Карточной фабрики, где проспект Обуховской Обороны идет вдоль Невы.

- Тропинки толком нет, видимость нулевая, в ушах шумит только ветер и даже не слышно шагов соседа. Каждый раз участники задают мне один и тот же вопрос: «Как это было возможно? Мы прошли тридцать километров и еле живые от усталости. Как это мог сделать человек в блокадную зиму?». А смог бы я? Когда ты это испытал на себе, историческое событие становится к тебе гораздо ближе, понятнее, - говорит Алина.

Однако путь художника Василия Власова - это вовсе не героический подвиг, а рядовой случай в годы блокады. Молодая девушка Татьяна Сперанская работала конструктором на Невском заводе имени Ленина, а жила на Песочной улице на Петроградской стороне. В первую блокадную зиму ей приходилось каждый день ходить пешком на работу.

«От дома до завода одиннадцать километров - туда и столько же обратно. А в промежутке целый день работы, - вспоминала Сперанская. - Самый трудный участок пути - Кировский мост и Марсово поле. Там сугробы выше и ветер сильнее... Как можно было проделать такой путь - голодной, холодной? Уму сейчас непостижимо».

- Это были невообразимо сильные духом люди, - считает одна из участниц акции Ольга Клементьева. - Моя прабабушка, которая провела в Ленинграде всю блокаду, из их числа. И я горжусь ею. Наш город остался на карте исключительно благодаря им, старавшимся жить и делать свою работу в любых условиях.

#город #акция #блокада #зима

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (6378) от 12.02.2019 под заголовком «Челлендж по зимнему городу».


Комментарии