Был разработан эскиз выставочного комплекса «Городской электрический транспорт»
Президиум Петербургского отделения ВООПИК поддержал эскизный проект экспозиционно-выставочного комплекса «Городской электрический транспорт» на Среднем проспекте Васильевского острова, 77. По заказу ГУП «Горэлектротранс» проект разработало архитектурное бюро «Студия 44».
Музей городского электрического транспорта. Проектное предложение./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
— Наконец появилась надежда, что двадцатилетняя история борьбы за спасение комплекса Трамвайного парка № 2 завершится успешно. Здания первого в Петербурге трамвайного парка станут музеем — так прокомментировала эскизный проект Маргарита Штиглиц, известный специалист по промышленной архитектуре Петербурга.
Формально трампарку ничего не угрожает — три здания трамвайных депо имеют статус объектов культурного наследия, в южном успешно функционирует Музей городского электрического транспорта. Больше того, в 2016 году после девятилетнего перерыва была восстановлена работа трампарка как действующего предприятия.
Но «Горэлектротранс» смотрит в будущее. Ценному зданию — памятнику архитектуры адекватно отвечает только культурная функция. Музей, который был создан в 1967 году, требует модернизации. Впервые концепция экспозиционно-выставочного комплекса была представлена летом прошлого года на Петербургском международном экономическом форуме, затем возникла пауза, но сейчас проектирование комплекса ведется в полном объеме.
Архитектор Илья Сабанцев дал небольшую историческую справку. Три депо были построены в 1906 – 1908 годах двумя очередями по проекту Леонида Горенберга и Федора Тейхмана. Это был один из первых примеров использования железобетона в российской промышленной архитектуре. Еще три здания из кирпича — котельная, склад масел и хозяйственная постройка — являются историческими, их необходимо приспособить. Любопытно, что если котельная и склад появились в те же годы, что и трамвайные депо, то хозпостройка датируется по документам 1917 годом. Во что трудно поверить, зная про революционную ситуацию в Петрограде того времени. Все остальные постройки на территории трампарка — более поздние, из них выделяется небольшое здание, на котором сохранилась натурная датировка — «1923». В годы Великой Отечественной войны там находился лазарет для работников трампарка, это здание также сохранят.
Никита Явейн, руководитель «Студии 44», рассказал, что здания всех трех депо находятся в удовлетворительном состоянии. В среднем сохранились ворота № 14 с подлинным деревянным заполнением из профилированных досок начала ХХ века. С котельной и складом дело обстоит серьезнее, но и они «ремонтопригодны». Проект предполагает воссоздание кирпичной трубы котельной, которая сейчас «обрезана» на высоте около 6 метров.
По словам Явейна, главная идея проекта — раскрыть здания-памятники, показать людям мир трамвая и всего электрического транспорта. Реплика первого петербургского трамвая «Бреш», который сейчас находится у ворот музея, будет вращаться. Вокруг него и вдоль экспозиции на открытом воздухе пройдет детская трамвайная линия. Для депо детских трамваев будет приспособлено то самое здание 1917 года, а корпус 1923 года постройки станет детским учебным центром.
Теперь о том, что разместится в основных зданиях комплекса. Котельная приспосабливается под входную зону с гардеробом, кафе и магазином сувениров. Поздние надстройки котельной, произведенные в 1964 году, решено не разбирать, а выделить их штукатурной отделкой. Исторические части фасадов останутся кирпичными.
Южное депо представит историю рельсового и электрического транспорта: от конки и первого электрического трамвая Федора Пироцкого до трамваев и троллейбусов ХXI века. Некоторые образцы будут представлены моделями в натуральную величину в «разрезе». В боковых выставочных залах разместится экспозиция «Мир электричества». Сразу отмечу, что часть образцов техники будет размещена под прозрачными стеклянными навесами на открытой площадке музея.
Центральное депо состоит из мемориальной экспозиции «Блокадный трамвай», а также универсального зала для конференций, концертов, кинопоказов и т. д. По бокам зала сохранятся рельсы — по ним можно будет заводить, например, новые образцы трамвая, о которых пойдет речь на конференциях.
В северном депо разместится экспозиция специальной и служебной трамвайной техники, где будет возможность подняться на смотровую площадку в уровне крыши трамвая и спуститься в смотровой тоннель, чтобы понаблюдать за процессом реставрации подвижного состава.
Архитекторы обратили внимание президиума ВООПИК и на другие важные моменты. Так, чтобы убрать основную часть инженерных коммуникаций, необходимо создать подземный этаж под котельной и вокруг нее. А чтобы публика могла перемещаться по комплексу, не выходя на улицу, необходимо перекрыть пространство между тремя депо и двумя атриумами. Наконец, для разведения потоков посетителей в зданиях необходимо расширить несколько оконных проемов до размера дверей, и тогда люди смогут свободно перемещаться из одного депо в другое.
Президиум Петербургского отделения ВООПИК согласился с предложениями Явейна и его коллег. Единственное пожелание экспертов — обратить особое внимание на безопасность посетителей. Кроме детского трамвая в комплексе предусмотрена «Музейная линия», ее предлагается проложить между депо под атриумами. Также из комплекса станут выезжать ретротрамваи, которые возят экскурсантов по Петербургу. Явейн пояснил, что детская линия и выезд трамваев будут находиться на выделенной территории, музейную линию оборудуют пешеходными переходами.
Проектирование комплекса «Городской электрический транспорт» планируется завершить весной 2024 года. Еще несколько месяцев займут экспертизы. После их прохождения станет понятна стоимость создания нового комплекса. Если все пойдет по плану, то летом следующего года можно будет начинать работы.
В ТЕМУ
Создание крупного музейного комплекса не помешает старинному трампарку на Среднем проспекте Васильевского острова оставаться действующим. Рядом с историческими зданиями депо планируется разместить павильон и открытую стоянку для 86 ТУАХ — троллейбусов с увеличенным автономным ходом — и построить новый административно-производственный корпус.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (7516) от 05.10.2023 под заголовком «На трамвае по музею».
Комментарии