Буян без суда. Петербуржцы хотят видеть ландшафтный парк на набережной Малой Невы
Название «Тучков буян» для парка на набережной Малой Невы лидирует в опросах, проводимых как Общественной палатой Петербурга, так и городским Союзом архитекторов. Что касается наполнения нового парка, то петербуржцы высказываются за то, чтобы он стал прежде всего ландшафтным с максимально возможным количеством высоких деревьев.
Как превратить эту стройплощадку в любимое место отдыха горожан? ФОТО Марии ШЕРИХ
Как рассказала Нина Кукурузова, председатель палаты, в своих пожеланиях горожане высказываются за то, чтобы арт-парк был вписан в исторические невские панорамы и улучшил городскую экологию. Они также обращают внимание на создание доступной среды для всех групп населения.
По словам Дмитрия Шериха, председателя комиссии по сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты, цель опросов - не официальное присвоение названия парку и/или окончательное определение его наполнения - с помощью опросов выясняется общественный заказ. Он должен стать основой задания для архитектурного конкурса, который городские власти обещают объявить уже в этом году.
На сегодня в опросах на сайте Общественной палаты и на ее странице в соцсетях, а также по телефону приняли участие 15 тысяч человек. На сайте лидирует название «Арт-парк», предлагаемое молодыми респондентами, «Тучков буян» - второй. В соцсетях лидирует «Романовский», продвигаемый монархистами, «Тучков буян» - снова второй. Но Шерих обратил внимание, что во втором из голосований участников-петербуржцев - только половина. Монархисты представлены от Екатеринбурга до Майами. Если же учитывать мнение только горожан, то оно будет близко к результатам опроса Союза архитекторов, где лидирует «Тучков буян». А по сумме всех трех опросов палаты «Тучков буян» лидирует с заметным отрывом.
Что касается вопроса о назначении парка, то в опросе архитекторов лидируют «Главный городской газон» - 90% голосов и «Зимний каток» - 86%.
Даже небольшая серия интервью с петербургскими архитекторами, которую наша газета опубликовала за последние месяцы, показывает: дискуссионными являются многие вопросы, связанные с новым общественным пространством в центре Петербурга. Нужен ли конкурс архитектурных концепций? Большинство высказывается за его проведение. Но далеко не все. Ведь известно, что в нашем законодательстве много препятствий для того, чтобы гарантировать победителю конкурса право реализовать свой проект. Примеры Мариинки-2 и стадиона на Крестовском острове многие помнят.
Кроме того, программа и условия конкурса - это отдельная проблема. Сделать его международным и открытым - значит получить сотни проектов. Высококвалифицированным экспертам потребуются месяцы, чтобы их оценить. Сделать конкурс закрытым (по приглашениям) для небольшого количества участников, тогда кого приглашать, кто будет отбирать участников и по каким критериям?
Не исключено, что альтернативой может стать самое широкое обсуждение содержания парка - как профессионалами, так и широкой общественностью. После чего городские власти станут формировать пакет предложений для проектировщика, которого просто назначат.
В любом случае с конкурсом или без него необходимо понимание, что будет в новом парке. Центральная проблема - «лес или место развлечений». Мнения очень разнятся: от тихого отдыха до создания музеев, в частности, музея спорта, выставочных залов, коворкингов и т. д. По сути, это дискуссия о целевой аудитории парка. Это дети и пенсионеры или люди в социально активном возрасте.
Важнейший вопрос, что делать с Дворцом танца Бориса Эйфмана. Опрошенные нами архитекторы ратуют за создание нового проекта или по крайней мере поиск другого места для дворца на территории парка. А возможно, и за его пределами. Проблема в том, что в отклоненном проекте судебного квартала главным было здание Верховного суда. Дворец танца доставался этому кварталу в наследство от нереализованного жилого комплекса «Набережная Европы». Там Дворец танца был центром всего, не случайно на него проводился отдельный конкурс. Теперь, «без суда», дворец снова становится главным событием «Тучкова буяна» или нет? А если становится, тогда как организовать все остальное окружающее его пространство.
Что делать с уже созданным подземным пространством? Если его использовать по полной программе, то парк окажется «озеленением над кровлей». Чтобы высадить там деревья, потребуется насыпать несколько метров грунта. Но и засыпать подземное пространство нерационально - напротив, оно позволяет максимум активностей опустить под землю, а поверхность насытить зеленью.
Какой будет набережная Малой Невы вдоль «Тучкова буяна»? Наверное, пешеходной, но какой именно? Классической, петербургской с гранитными парапетами. Или «пейзажной» с мостками и доступом к воде. Наполнять ли набережную всевозможным общепитом с выносными столиками летом и сверкающими вывесками во все сезоны. Или сделать ее променадом для утренних и вечерних пробежек. А кафе и рестораны спрятать в подземелье.
Все предыдущие пункты надо совместить с необходимостью сохранения исторического облика центра Петербурга, который является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Существенным является вопрос о сроках выбора концепции, проектирования и реализации проекта «Тучкова буяна». Мы хотим быстрого результата и готовы смириться с неизбежными издержками? Или согласны подождать, пока в многочисленных и долгих обсуждениях не появится детальная концепция, потом будет создан достойный проект, и, наконец, он воплощен спокойно, без авралов?
На недавнем расширенном заседании совета Общественной палаты Петербурга, где обсуждалось создание арт-парка на проспекте Добролюбова, высказывалось предложение уже сейчас организовать дирекцию парка «Тучков буян». Чтобы, пока никакого парка нет даже в проекте, собирать в дирекции все предложения и обсуждать все названные и другие проблемы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (6503) от 15.08.2019 под заголовком «Буян без суда».
Комментарии