«Бусы» на проводе. Какой электротранспорт нужен Петербургу?

Совершенно очевидно, что новым видам электротранспорта требуются названия, отражающие их особенности и подчеркивающие общее. Пока же всех их скопом называют электробусами. Хотя одни, на взгляд пассажиров, больше похожи на автобусы и эксплуатируются «Пассажиравтотрансом», другие - скорее, троллейбусы, но с дополнительными возможностями благодаря аккумуляторам (эти - в «Горэлектротрансе» и называются то электробусами с динамической подзарядкой, то троллейбусами с увеличенным автономным ходом (ТУАХ). Все идет к тому, что электрические машины очень скоро заменят дизельный транспорт, который сегодня отравляет города выхлопами.

«Бусы» на проводе. Какой электротранспорт нужен Петербургу? | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

Как обойтись без новой инфраструктуры

«И автобусные, и троллейбусные системы во всем мире сейчас развиваются в одном направлении - электротранспорта будущего, электробусов», - заявил директор «Горэлектротранса» (ГЭТ) Василий Остряков, выступая перед коллегами из разных стран, которые участвовали в конференции Троллейбусного комитета Международного союза общественного транспорта (в Петербурге она проходила впервые).

Направление одно, а пути разные. Два российских лидера электрификации «бусов», Москва и Петербург, со своими уже в основном определились и теперь посматривают друг на друга и на опыт иных стран: чей вариант более жизнеспособен, эффективен и перспективен?

Несмотря на «молодость» отрасли, производители машин на электрической тяге предлагают широкую линейку продукции с интересными потребителю качествами. Практически все разрабатываемые сегодня электробусы - низкопольные, широкодверные, с удобством для колясок и колясочников и с набором полезных современному пассажиру функций вроде Wi-Fi. Друг от друга принципиально отличаются электробусы лишь типом зарядки. Их три: ночная, быстрая (на конечных остановках) и ультрабыстрая (на промежуточных).

- У этих трех систем один существенный недостаток - нужна дополнительная инфраструктура с укладкой кабелей и организацией пунктов зарядки, а это требует приличных вложений, - поясняет Остряков. - В нашем городе применен иной вид электробусов - с динамической зарядкой от контактной сети. Он не требует никаких дополнительных вложений, поскольку заряжается от контактной сети, пока штанги подняты и машина едет как обычный троллейбус. Вся контактная сеть становится одной большой зарядной станцией. Мы считаем этот путь экономически обоснованным и самым близким к достижению цели.

Таким образом, троллейбусная инфраструктура, которую еще несколько лет назад во многих странах и регионах называли архаичной и изжившей себя (а кое-где даже успели ликвидировать), превращается в преимущество, позволяющее быстро и выгодно развить сеть наземного электротранспорта.

На сегодня в Петербурге уже 125 таких электробусов - 35 белорусских от «Белкоммунмаша» и 90, произведенных старейшим машиностроительным заводом России «Тролза». В постоянном режиме автономный ход применяется в основном для продления троллейбусных маршрутов в кварталы новостроек (№ 2, 18, 23, 41). На магистральном маршруте № 43 автономный участок посередине трассы позволил организовать удобную межрайонную связь. В центре города способность электробуса ехать, опустив рога, освободила от контактной сети Казанский собор и ускорила движение по маршруту № 17 за счет спрямления трассы. Электробусы в Петербурге также активно используют на временных маршрутах в периоды ремонта трамвайных путей или закрытия обычного троллейбусного движения на каких-то участках... Крупнейшая в России маршрутная сеть инновационных троллейбусов, охватывающая все части северной столицы, сформирована в нашем городе менее чем за год. На днях в ГЭТ сообщили, что готовятся открыть еще один электробусный маршрут в дополнение к шести существующим.

В качестве недостатка нового транспорта можно считать лишь цену: если обычный «рогатый» стоит 12 - 16 млн рублей, электробус с динамической зарядкой - в среднем 20 млн.

ГЭТ рассчитывает в будущем году закупить около сотни инновационных машин. При этом предприятие планирует как развивать линии с применением автономного хода, так и усиливать классические троллейбусные маршруты.

На зарядку становись!

В Москве пошли по другому пути: там выбрали электробусы быстрой и ультрабыстрой зарядки от КамАЗа и Группы ГАЗ, заключив контракты на сотни штук и намереваясь покупать по 300 машин в год. А с 2021-го власти столицы будут приобретать для использования на городских маршрутах только электробусы, полностью отказавшись от новых автобусов с дизельными двигателями внутреннего сгорания.

Достаточно мельком взглянуть на презентацию от транспортного ведомства Москвы, чтобы понять: этот опыт для Петербурга категорически неприемлем. Например, КамАЗ по контракту должен изготовить для столицы сотню электробусов, а вместе с ними поставить в городе 36 ультрабыстрых зарядных станций - здоровенных железных загогулин в стиле хай-тек, которые никоим образом не способны украсить обочины дорог даже захудалого «спального» района. Для Петербурга же, центр которого и ряд пригородов имеют статус объектов культурного наследия и находятся под защитой ЮНЕСКО, появление подобных монстров в принципе невозможно.

Но даже без учета эстетической составляющей претензий к электробусам оказалось у москвичей немало: ломкие, плохо разгоняются, нередко останавливаются, высаживают пассажиров и уезжают в парк на тягаче...

Это лишь «детские болезни» новой отрасли, говорят производители и обещают скоро все отладить. Возможно. Однако и сама технология подзарядки на остановках (особенно на конечных) кажется несколько странной. Представьте: электробус едет 40 минут, а потом полчаса заряжается. Какая уж тут эффективность с такими простоями людей и техники... Некоторые столичные эксперты задолго до запуска своего электробусного проекта предупреждали: технологии еще недостаточно развиты, чтобы использовать их на загруженных городских маршрутах. А блогеры, занимающиеся транспортной темой, все чаще советуют своей мэрии присмотреться к опыту петербуржцев, приспособивших для развития электробусного движения контактную сеть.

Помимо 125 электробусов, заряжающихся от контактной сети, Петербург закупил еще и десять электробусов глубокой ночной зарядки. Новенькие Volgabus-5270E («Ситиритм-12E») производства «Бакулин Моторс Групп» были приобретены «Пассажиравтотрансом» и с 19 марта заменили автобусы на маршруте № 128, связывающем Васильевский остров с Петроградской стороной. Заряжаются электробусы в автопарке ПАТ в Коломягах. Обещанный производителем запас хода - 240 км, так что одной «заправки» должно хватать на всю рабочую смену и непредвиденных остановок посреди маршрута быть, по идее, не должно. Окончательный вывод о надежности этих машин перевозчик сделает по итогам холодного сезона. Но уже сейчас понятно, что столь емкая батарея очень тяжела и занимает много места, а значит, электробус вряд ли выиграет в энергоэффективности у троллейбуса с увеличенным автономным ходом. Также очевидно, что отряд «безрогих» не может быть многочисленным при существующей инфраструктуре - на одновременную зарядку большого числа электробусов паркам потребуются большие дополнительные мощности.

Вагон и маленькая тележка

- Около 30% затрат эксплуатирующих организаций приходится на содержание контактной сети, и это не считая стоимости ее строительства, - высказывает осторожное сомнение в эффективности ТУАХ вице-президент компании ПК «Транспортные системы» Борис Боровой. Он показывает коллегам детище своего предприятия — электробус «Пионер». Это и правда своего рода пионер с вариантом зарядки доселе неизвестного, четвертого, типа - мобильно-модульного. Позади обычного на вид «вагона» электробуса - небольшая в обтекаемом корпусе тележка (на снимке). Это и есть аккумуляторная батарея, которую можно заменить за несколько минут, отцепив разряженную и подключив свежую. Выглядит эта пара на колесах довольно забавно, и представить себе заполненный народом «автобус» с хвостом, поворачивающий на забитом транспортом городском перекрестке, если честно, сложно.

А вот ТУАХ «Адмирал» от тех же «Транспортных систем» уже прошел полный цикл испытаний, побывал на множестве выставок и презентаций и получил все необходимые одобрения-разрешения. Это полностью сертифицированная машина, которая готовится к серийному производству, причем именно здесь, на петербургской площадке «Транспортных систем». Свои 24 км по зимней дороге в автономном режиме «Адмирал» успешно преодолел на заре своей жизни - еще пять лет назад, после чего проект был заморожен по не зависящим от предприятия причинам.

- Сегодня мы можем сделать автономный пробег гораздо больше, - уверен Борис Боровой. - Наша компания возобновила проект по созданию линейки электробусов. В дальнейшем мы намерены участвовать во всех конкурсах на поставку инновационных машин, которые будут проводиться заказчиками. Доля локализации у нашего троллейбуса 92%, трамвая - 90%, наша продукция в полтора-два раза дешевле, чем любой европейский аналог, да и среди российских продуктов конкурентов по цене у нас нет.

Где троллейбусная столица Европы?

Гюнтер Макинджер приехал на конференцию из австрийского Зальцбурга.

- Около 70% нашего городского общественного транспорта - троллейбусы, это одна из крупнейших троллейбусных сетей Центральной Европы, и потому наш город называет себя европейской столицей троллейбусов, - рассказал он. - Я приехал в Петербург за три дня до конференции, успел погулять по городу. И теперь могу сказать, что троллейбусная столица Европы - Петербург. Здесь очень хорошая троллейбусная система и хорошие дороги, что позволяет машинам двигаться быстро и бесшумно. В городе созданы базовые условия для их развития в будущем, для того чтобы ходили двухсекционные троллейбусы, развивая скорость до 70 км в час и проезжая перекрестки на этой скорости не останавливаясь. Петербургу, как и Зальцбургу, надо развивать выделенные полосы для троллейбусов.

Павел Кух из чешского города Пльзень также считает, что необходимые технологии в мире созданы и что в Петербурге есть все условия для развития электротранспорта в будущем. Единственное, чего не хватает, это политической воли.

- В принципе так сейчас обстоят дела во всей Европе, - говорит Кух. - Нам недостает решимости сделать этот шаг.

По его словам, две трети общественного транспорта в городе Пльзень - трамваи и троллейбусы.

- В Чехии в последние годы делается акцент на переход с традиционного дизельного транспорта на электрический, - сообщил Кух. - 13 наших городов обладают троллейбусной сетью, и в этих городах сейчас активно внедряют троллейбусы на аккумуляторах. Электробусы мы тоже используем. Но мы видим определенные ограничения со стороны аккумуляторов. И понимаем, что не на всех линиях и не на всех дорогах их можно эффективно применять.

Читайте также о том, что Инновационную технику показали на международном транспортном фестивале SPbTransportFest.

#электротранспорт #транспорт #пассажиры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (6449) от 30.05.2019 под заголовком ««Бусы» на проводе».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.