Будет как на гравюрах. Ремонт Университетской набережной вышел на финишный этап

Очищенные гранитные тумбы уже установлены, вскоре привезут из реставрационных мастерских и ограждение. Откосы Румянцевского спуска к Неве отсыпаны и сформированы, они будут выложены диабазовым камнем… Капитальный ремонт Университетской набережной приближается к финишу. Через три месяца ограждение снимут, и любители прогулок по Неве смогут увидеть Румянцевский спуск в его историческом обличье, как на старинных гравюрах.

Будет как на гравюрах. Ремонт Университетской набережной вышел на финишный этап | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Государственный контракт на капитальный ремонт этого участка Университетской набережной заключен осенью прошлого года. Мы сразу начали подготовительные и демонтажные работы. Весной подрядная организация приступила к основным строительным операциям: была приведена в порядок и уложена брусчатка. Как видите, сейчас ведутся работы по планировке откосов, набережной возвращается ее исторический вид. До ремонта верхняя подпорная стенка была вертикальной, а если посмотреть старинные гравюры и фотографии, то здесь были откосы. Соответственно, они также будут выложены брусчаткой, — рассказал первый заместитель директора СПб ГБУ «Мостотрест» Всеслав Воронин.

Под ремонт отвели участок набережной протяженностью 330 метров: от Кадетской линии до 4‑й линии Васильевского острова. В границах этого участка находится спуск у Румянцевского сада — когда‑то это был самый большой грузовой спуск на Неве, а также сфинксы, что напротив Академии художеств, привезенные «из древних Фив в Египте в град Святого Петра в 1832 году», как гласит надпись на гранитном постаменте.

Последний раз ремонтные работы на этом участке проводились в 2013 году, но они были локальными и недостаточными. Между тем нагрузка на набережную все эти годы была большой: у спуска швартовались прогулочные суда, а на самой набережной останавливались экскурсионные автобусы. Это не говоря уже о напряженном автомобильном трафике на трассе. По результатам обследования специалисты выявили существенные повреждения: выщелачивание связующего материала между гранитными элементами: тумбами, плитами; смещение гранитных блоков относительно друг друга; многочисленные сколы и трещины в конструкциях из гранита; неравномерная деформация покрытия из диабаза. В итоге техническое состояние конструкций спуска оценили как неудовлетворительное: требуется ремонт.

И его начали в октябре прошлого года. Необходимо было провести реставрацию всех гранитных элементов набережной: плиты, карнизы, парапеты, постаменты общей площадью 2400 кв. метров. Одной из первых операций стал демонтаж, а затем установка на их исторические места 34 тумб. На реставрацию в мастерские были отправлены 33 металлические секции ограждения. Также потребовалось очистить и привести в порядок 284 метра бортовых камней, провести переборку диабазового мощения площадью более двух с половиной тысяч квадратных метров.

Камни мощения тоже приводили в порядок в мастерских? — поинтересовался у строителей.

Нет, эту операцию проводили на месте. На 98 % это исторический камень, в свое время его изготавливали вручную, поэтому установка таких камней требует особого внимания. Приходится калибровать, подгонять под общий вид. У нас рисунок веерообразный: в середине более крупные камни, по краям — мелкие. Когда строительные работы закончим, то брусчатку будем еще раз очищать от цементного раствора — пескоструем или водой, а скорее всего — отскабливать вручную, — пояснил Юрий Михайлов, начальник участка компании — подрядчика работ.

Как вспоминают строители, некоторые проблемы по весне им создали невские наводнения, вода поднималась вплоть до самых откосов. На несколько дней работы приходилось прерывать, а после отхода воды нужно было откачивать ее со строительной площадки насосами.

Ремонт2_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


Самый большой объем работ приходится на ремонт непосредственно спуска к Неве, что напротив Румянцевского сквера. У него особое место в истории Университетской набережной. Использовался он как погрузочно-разгрузочный причал барж для дров, строительных материалов и даже мусора.

Мы себя называем Северной Венецией, а в итальянской Венеции до сих пор подобные спуски к воде используют в утилитарных целях, в частности, вывоза мусора, — отметил Всеслав Воронин.

Еще один интересный факт: зимой 1895 года к Румянцевскому спуску с другой стороны Невы проложили трамвайную линию.

Движение начиналось 20 января и заканчивалось 21 марта. Трамвай пользовался большой популярностью у пассажиров, за сезон перевозились до 900 тысяч человек. Притом что к тому времени уже были построены Дворцовый и Благовещенский мосты. Сейчас Неву пытаются переходить только пешком. Зимой 1909/10 годов линия действовала последний раз. Как отмечают историки, за все время эксплуатации ни один трамвай под лед не провалился.

Как уже сказано, теперь спуск приведут к его историческому виду. После завершения ремонта здесь вновь будут швартоваться туристические теплоходы. Сейчас строительные и реставрационные работы на финишном этапе. Уже завершена установка карнизного камня вдоль набережной и вдоль проезжей части, на 80 % выполнен ремонт тротуарных плит и реставрация гранитных элементов набережной, полным ходом идет восстановление ступеней. На Румянцевском спуске ремонт диабазового мощения выполнен на 70 %, гранитные элементы спуска отреставрированы на 90 %, металлические — на 60 %.

Согласно контракту, завершить реконструкцию Университетской набережной подрядчик обязан в октябре нынешнего года, и работы идут без отставания — по графику. В этом же году в городе будет завершен капитальный ремонт еще двух известных набережных: на Фонтанке — у Аничкова дворца и на Мойке — у Поцелуева моста.

МЕЖДУ ТЕМ 

Петербургские дорожники завершили ремонт дорожного полотна на нескольких набережных Северной столицы. Заменили асфальт на Пироговской набережной. Помимо проезжей части здесь обновили тротуары, а также привели в порядок люки ливневой канализации.

Также в этом году, с учетом пожеланий петербуржцев, дорожники отремонтировали ряд набережных на правом берегу Невы и вдоль Большой Невки. Кроме Пироговской обновлено асфальто­бетонное покрытие на Ушаковской, Выборгской и Арсенальной набережных. Они образуют единую непрерывную автомагистраль, которая выводит транспорт на Приморский проспект и Приморское шоссе, а также на ЗСД.


#ремонт #набережная #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (7462) от 21.07.2023 под заголовком «Будет как на гравюрах ».


Комментарии