Брежневское время
Как уже знают читатели, Музей Бродского на улице Пестеля в доме Мурузи откроют 24 мая, в день 75-летия поэта, на один день. Потом он закроется снова, чтобы в квартире продолжился ремонт и музей успел начать нормальную работу к декабрю – к началу Международного петербургского культурного форума.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова, говоря о будущей экспозиции, уточнила: «Этот первый день – необходимое условие освоения музейного пространства в контексте и Года литературы, и юбилея Бродского, и возможность самого главного – начала работы».
Попова рассказала о дополнительно выявившихся сложностях: был проведен микосептический анализ стен и штукатурки, на стенах обнаружено 32 вида грибка. «Это значит, что ни одну подлинную книгу, ни одну подлинную фотографию мы туда не сможем внести даже на час, пока не только не будут заменены балки, но и закончен ремонт с микосептической обработкой. И пока не будут заменены коммуникации – отопительные и сантехнические трубы, потому что мы не можем допустить никаких протечек, – сказала она. И подчеркнула: – Образ и документальная основа. Вот что будет в основе экспозиции».
Поэтому предполагается использовать копии множества фотографий из фонда Музея Ахматовой. «Бродский жил в этой квартире с 1955 года, и отец Иосифа, Александр Иванович, профессиональный фотограф, часто фотографировал не только сына, но и всю семью, друзей, бывавших в доме. У нас есть прекрасные фотографии того, что происходило в большой комнате, как она выглядела, что было в маленькой, которую поделили пополам – на кабинет Иосифа и фотолабораторию отца, – рассказывает Нина Ивановна. – Поэтому замысел такой: с документальных фотографий сделать большие отпечатки и разместить их в полутора комнатах. Чтобы те, кто придет в музей 24 мая, сумели увидеть и почувствовать главное – что тут происходило, какими были эти люди. Художник, с которым мы работаем, создавая эту экспозицию, Игорь Лебедев предлагает и на балконе установить мольберт с копией фотографии Иосифа на этом балконе, которую в день рождения сына сделал Александр Иванович. В кабинете Иосифа будут фотографии его письменного стола, книжных полок, где кроме книг размещалось огромное количество любимых им открыток, портретов, неких памятных предметов. Он был человеком, для которого предметная, фактурная среда – очень важная вещь. В фотолаборатории отца представим не мемориальные предметы, но фотоувеличитель, проявитель тех времен и копии фоторабот Александра Ивановича Бродского».
После вынужденного отъезда Иосифа Бродского за границу родители каждое 24 мая всегда праздновали его день рождения вместе с его друзьями. Сохранилось много фотографий. Чтобы создать некое ощущение облика комнат, Игорь Лебедев предлагает на холсте сделать увеличенные фотографии интерьеров, чтобы было видно – тут стоял буфет, тут – большая кровать и т. д. Закрыть стены этими холстами. Еще в день рождения Бродского на проигрыватель ставилась его любимая пластинка – 17-й Дивертисмент Моцарта в исполнении оркестра под управлением Курта Зандерлинга. Будут звучать эта музыка и голос Бродского, читающего стихи.
Еще одна важная задача – на кухне останутся все предметы. Это замызганная коммунальная кухня, где сохранились дровяная плита конца позапрошлого века и стол, о ножки которого точил когти кот Бродских, – своеобразное свидетельство эпохи. Там предполагается создать мультимедийные проекции быта кухни 1970-х годов. И при этом будет слышна и фонограмма суда над Бродским, текст ее читает Яков Гордин. Вот представьте себе: коммунальная кухня, на плитах все варится-жарится, слышны голоса соседей и доносится фонограмма этого жуткого судилища, когда на вопрос судьи: «Откуда вы знаете, что вы – поэт?», – Бродский отвечает: «Я думал, что это – от Бога».
«Нам важен и социальный акцент ситуации. Брежневское время. Мы должны его обозначить, – говорит Нина Попова. – Поэтому в узком коридоре, в котором висели бельевые веревки, они и будут висеть, но на них мы прикрепим фотографии Ленинграда 1970-х годов...»
В одной из комнат соседей посетителям расскажут о поездках Бродского в Венецию, о том, что связывало его с этим городом, будет демонстрироваться фильм, посвященный Бродскому в Венеции. А в центре угловой комнаты – большой, выходящей окнами на собор и площадь, – будет установлен прижизненный бюст Бродского работы Сильвии Виллинк. В 1992 году их было создано 16, и один из них был подарен Музею Анны Ахматовой в Фонтанном доме. В этой комнате разместятся и копии фотографий церемонии вручения Бродскому Нобелевской премии в Стокгольме.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 050 (5423) от 24.03.2015.
Комментарии