Братство «Сахары»

Такое в полицейской практике бывает нечасто. 13 апреля 2016 года в управление собственной безопасности питерского ГУ МВД пришел некто Владислав Кураев и сообщил, что является соучастником двух убийств. Правда, как он признался, обратиться к правоохранителям заставила не проснувшаяся совесть, а страх за собственную жизнь. Проведенная проверка подтвердила: описанные убийства действительно были зарегистрированы еще в 2010 году и числились «глухарями». Заявителя отвезли в Следственный комитет. Его допрос длился около девяти часов. История организованной преступной группы, о которой он рассказал, легла в основу уголовного дела, материалы которого сейчас составляют 40 томов.

Братство «Сахары» | Фото: succo / Pixabay

Фото: succo / Pixabay

«Засланный казачок»

По версии следствия, лидером этой группы являлся выходец из Дагестана, владелец нескольких точек общепита Ахмедудин Сахратулаев. Человеком он был широкой души. Принадлежащее ему кафе «Сахара» на Прилукской улице стало своеобразным «клубом» для представителей разных структур - как криминальных, так и правоохранительных.

В последнем нет ничего удивительного, ведь правой рукой Ахмедудина был капитан полиции, старший оперуполномоченный питерского угрозыска Евгений Попов. Говорят, что именно владелец «Сахары» отправил его на службу в органы и обеспечил успешную карьеру своими деньгами. Ведь начинал-то Попов простым охранником в магазине, а после знакомства с «благодетелем» в 2008 году превратился в стажера-инспектора аэропорта «Пулково». Немного там прослужив, окончил школу милиции, перешел на оперативную работу в Красносельский район, стал заместителем начальника отдела, потом оказался в главке на подполковничьей должности...

Такой «засланный казачок», понятно, дорогого стоит. Без труда получит нужную информацию о любом человеке. При случае подкинет выгодную «тему», поможет ее реализовать и научит, как грамотно спрятать концы в воду. Вовремя предупредит о возможной опасности со стороны своих коллег.

Под стать Попову были и другие члены «братства «Сахары». Среди них, к примеру, подрабатывавшие в кафе охранниками Сергей Орлов и «человек-шкаф» Михаил Васюк. Последний был знаменит тем, что умел бить ломиком-монтировкой, как ножом. Кураев (который потом всю эту команду сдал) обладал другим талантом - он классно умел переклеивать фотографии в паспортах.

Это умение оказалось очень кстати, например, при попытке получить банковский кредит по документам случайной жертвы, жительницы Красносельского района. Попытка, к счастью, сорвалась, но зато удался другой «фокус» - приватизация и переоформление комнаты этой женщины на своего человека.

Точно так же подельники лишили жилья и хозяйку четырехкомнатной квартиры на ул. Белы Куна. Жилплощадь была быстро перепродана, а пожилую женщину, оказавшуюся на улице, вывезли за город и бросили в каком-то бомжатнике.

Увы, в своем стремлении к обогащению команда «Сахары» не остановилась даже перед большой кровью.

Монтировка ставит точку

К сведению непосвященных: соучастником убийства (или, что почти одно и то же, нанесения тяжкого вреда здоровью, приведшего к смерти) необязательно признается лишь тот, кто наносил смертельные удары или стрелял на поражение. Человек мог, что называется, и рядом не стоять, но, к примеру, договаривался с заказчиком, подыскивал исполнителей, обеспечивал их информацией о жертве...

Такова, по мнению следствия, и была роль Попова. В сентябре 2010 года он всего за 30 тысяч рублей помог своему хорошему знакомому адвокату Александру Кайданову избавиться от вернувшейся из заключения 48-летней наркоманки. Та устроилась на работу в обувную мастерскую, располагавшуюся в подвале по соседству с его адвокатским кабинетом. А поскольку квартира ее давно была продана, там, в мастерской, и поселилась. «Не хочу, чтобы эта грязная тварь здесь жила! - заявил Кайданов. - Мне нужны два человека, чтобы ее проучить. Пусть переломают ей хребет!»

«Саша наш друг. Надо ему помочь», - решил коллектив «Сахары». Получив от Попова адрес и ключ от подъезда, Васюк и Кураев поздно вечером подошли к двери мастерской, позвонили, представились сотрудниками коммунальных служб. Ничего не подозревающая женщина открыла дверь...

Кураев стоял «на стреме», а Васюк хладнокровно «работал» монтировкой. Потом, для верности, трижды выстрелил в истекающую кровью жертву из пистолета «Оса». Женщина выжила, умерла уже в больнице, успев сказать только, что убивали ее двое - один большой, другой маленький.

Полученные от Кайданова деньги Попов использовал по своему усмотрению. Васюку «за работу» простили 25 тысяч долга. Кураев не получил ничего.

Примерно в то же время клиентом Кайданова стал предприниматель Борис Клементов. Как следует из материалов дела, он рассорился со своим бизнес-партнером Михаилом Кусковым и горел желанием «опустить» того на деньги. Кайданов придумал нехитрую комбинацию: «нарисовал» договор займа и долговую расписку на 10 миллионов рублей от имени Кускова. Бумаги передал Попову, а тот, чтобы получить подпись под ними, подтянул испытанных бойцов Васюка и Орлова. Те подкараулили Кускова, затолкали его в машину и силой заставили расписаться. Едва освободившись, тот бросился в полицию, но там ему никто не поверил. За «услугу» адвокат заплатил капитану полиции 300 тысяч рублей, из которых бойцы получили лишь 60 тысяч на двоих.

Клементов, воспользовавшись полученной «липой», подал в суд иск о взыскании «долга». Понимая, что шансов на выигрыш нет, Кусков переоформил на жену бизнес и все имущество, кроме квартиры. Изъять ее как единственное жилье было невозможно даже по решению суда. Но... в случае его смерти взыскание, по закону, распространялось на наследников.

Выполнять «грязную работу» пошли те же бойцы, прихватив с собой Кураева. Утром, когда Кусков выходил из дома, Кураев подошел к нему и что-то спросил, отвлекая внимание. Тот повернулся, и подбежавший сзади Васюк измолотил его монтировкой, а потом добил ножом.

План удался: квартиру у наследников - родителей бывшего друга - Клементов отсудил. За удачную операцию он через Кайданова передал Попову 15 тысяч евро. Но «правильный мент» оценил свои услуги слишком высоко: до непосредственных исполнителей дошли только 120 тысяч рублей на троих.

Свобода не продается

После того как Кураев обратился в УСБ, времени на раскачку у следствия не было - просчитать все связи Попова было невозможно, и имелись все основания полагать, что информация может до него дойти. Последовала серия задержаний и неотложных (допускающихся в исключительных случаях без санкции суда) обысков.

Сахратулаева взяли прямо в «Сахаре». Попова увезли из ресторана, где он отмечал свой день рождения. Поначалу капитан полиции подумал, что это розыгрыш. Но наручники снимать с него явно никто не собирался, и следователь шутить был не расположен.

Следствие длилось два года. Обвиняемые - а их 10 человек - вели себя по-разному. Попов, Клементов и Сахратулаев заявили о своей невиновности и ждут приговора уже начавшегося суда в камерах. Кайданов и Васюк долго упорствовали, надеясь, что Ахмедудин их спасет - он якобы пообещал 100 миллионов рублей на подкуп «кого надо». А когда выяснилось, что это все блеф, «молчуны» разговорились и полностью признали свою вину. Судить их будут в особом (упрощенном) порядке. Первый приговор недавно состоялся - Васюк получил 12 лет строгого режима.

- В процессе работы, - рассказывает следователь по особо важным делам питерского ГСУ СК Никита Хозяинов, - в нашем поле зрения появлялись все новые и новые факты - мошенничества, грабежи, разбои и новые убийства. Вся эта информация сейчас в стадии оперативной разработки и, видимо, станет материалами для следующих уголовных дел. Так что на этом история «подвигов» дружного коллектива из «Сахары» далеко не заканчивается.

Автор же этих строк позволит себе вернуться к одному из главных фигурантов дела - Евгению Попову. Осталось дождаться решения суда, но, похоже, именно он и был «серым кардиналом» группы - едва ли не во всех вменяемых ей эпизодах значится как соучастник или пособник.

Как такой человек мог оказаться в рядах стражей порядка? Как мог «лететь» по служебной лестнице, благополучно проходя все проверки, в том числе пресловутую переаттестацию при переходе от милиции к полиции? И ведь, как выясняется, он особо не скрывался - в свое время на него даже обратило внимание управление собственной безопасности. Молодой опер жил явно не по средствам - дорогая машина, хорошая квартира, привычка, не считая, тратить деньги в ресторанах... Но начавшаяся проверка закончилась ничем - не исключено, что сработали «высокие» связи.

В их волшебную силу, да к тому же подкрепленную деньгами, Попов, похоже, верил до последнего. Находясь в камере, через жену передал одному из своих друзей 5 миллионов рублей, чтобы «купить свободу». Но на этот раз фортуна повернулась к нему задом - друг деньги присвоил, а сам пошел в Следственный комитет и во всем покаялся...

Оперативники, работавшие по делу, честно признаются: еще немного, и Попов стал бы начальником отдела (полковничья должность!), тогда «приземлить» его было бы почти невозможно. Хотя перед законом и равны все независимо от должности и размера звезд на погонах - но людям из системы, наверное, виднее.

#преступление #убийство #уголовное дело

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6308) от 25.10.2018 под заголовком «Братство «Сахары»».


Комментарии