Болид на поводке

«Игрушечный» болид с ревом проносится под самым бортиком по кругу, оставляя за собой сизоватую дымку. А скорость неумолимо растет, и вот уже красные цифры на табло скакнули за 330 километров в час. Публика аплодирует, швейцарца в красной форме одобрительно хлопают по плечу – молодец, вышел на первое место... В Колпине на днях прошел 64-й чемпионат Европы по автомодельному спорту в классах кордовых моделей.

Болид на поводке | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Кордодром «Ижорец» – круглая площадка диаметром порядка 20 метров, сверху немного напоминает мишень в тире. В центре на бетонном круге стоит специальное устройство, к которому крепится кордовая нить. А к другому концу стального тросика привязывают модель и ставят на бетонную круговую дорожку. Спортсмен заводит ее сильными ударами ладони по колесам, подталкивает специальной палкой, и вот болид уже с воем наматывает круги. Тем временем еще один человек в центре круга раскручивает его за кордовую нить. А потом, когда почувствует, что модель набрала максимальную скорость, отпускает. Задача соревнования – достичь максимальной скорости модели. Причем рассчитывается она не за все время езды, а в среднем за дистанцию 8 кругов – 500 метров.

Бак на 1,5 – 10 см3 (в зависимости от модели), мощный двигатель, узкие колеса, похожая на ракету резонансная труба, а сверху съемная обтекаемая крышка корпуса – такая модель делается своими руками около года, а то и дольше. Но далеко не все зависит от машины – просто прийти и запустить не получится.

– Успех зависит от умения спортсмена настроить ее так, чтобы она быстро ехала. Но самый важный фактор, который нужно учитывать, – это погода. Холод и перепады давления сильно влияют на наши модели. Но и от спортивной удачи тоже многое зависит, – рассказывает чемпион России по автомодельному спорту в классе кордовых моделей 10 см3 Михаил Горбунцов. – Я начал заниматься автомоделированием еще в пятом классе, привлекло оно тем, что делаешь модели своими руками. А потом какой адреналин, когда твоя модель развивает скорость более 300 километров в час – не всякий автомобиль так может! Мой личный рекорд по скорости – 333 км/час, а рекорд мира сегодня – 345 км/час.

Несмотря на захватывающие скорости, с которыми сравнительно небольшие модели мчатся по кругу, выходной день и вполне благоприятную погоду, посторонних любопытствующих на кордодроме почти нет. Здесь все свои – в основном пенсионеры. Молодежь тоже увлекается, но таких немного. Приехали посостязаться французы, немцы, итальянцы, швейцарцы – сильнейшие соперники, наши соседи – эстонцы и украинцы. Для российского автомодельного спорта в классах кордовых моделей нынешний чемпионат Европы – событие масштабное. А еще это надежда на то, что единственный в городе кордодром, построенный в свое время усилиями рабочих Ижорского завода, не снесут за ненадобностью...

– У нас был еще один кордодром в «Сосновке», но пару лет назад его снесли, поскольку им практически никто не пользовался. Дело в том, что это уникальная и сложная постройка. Ее нельзя загрузить чем-то, чтобы трасса не простаивала, – объясняет один из организаторов чемпионата Максим Фурсо. – Мы тренируемся здесь только по выходным и только в теплое время года. Даже весной и осенью уже тяжело, потому что при низкой температуре моторы плохо заводятся. Сегодня это единственный кордодром в городе, и мы боимся его потерять. Провели огромную работу и реконструировали его к чемпионату, чтобы он подходил к современным европейским нормам.

А вообще этот вид спорта незадолго до начала Второй мировой войны придумали шведы. В СССР он появился гораздо позже на базе авиамодельных и судомодельных клубов. Пик популярности пришелся на 1980-е годы. Например, по статистике 1985 года, по всей стране насчитывалось 28 тысяч автомобилистов по кордовым моделям. Сколько спортсменов сегодня – трудно сказать, но в первенствах страны участвуют человек сто, не больше. В Петербурге постоянно занимаются человек 15 – 20. Так что этот вид спорта сегодня держится исключительно на энтузиастах. А возродить пока не получается.

– Со стороны комитета по физкультуре и спорту к нам никакого интереса, – сетует Михаил Горбунцов. – Хотя у нас довольно много говорят, что технические виды спорта – это как раз то, что нужно для подрастающего поколения, потому что они учат ребят работать руками – на токарных станках, фрезерных, с паяльником и отверткой...

Сильно не хватает и опытных тренеров, которые могли бы передавать свои знания детям.

– На первый взгляд кажется, что кордовые автомодели простые, но это не так, – объясняет заместитель председателя федерации Санкт-Петербурга по автомодельному спорту мастер спорта международного класса Виктор Пахомов. – Чтобы создать модель, нужно быть не только слесарем-профессионалом, но и хорошим станочником, и физиком, и химиком. Подготовить преподавателя такого высокого уровня очень сложно.

Секция в центре детского (юношеского) технического творчества «Охта» на улице Панфилова, 23, – одна из немногих в городе, где учат управлять кордовыми автомоделями.

– На нас сборная Петербурга, выступаем на первенствах и чемпионатах страны. У нас современная лаборатория – мы создаем модели полностью: от разработки чертежей до изготовления самых сложных узлов, включая двигатель, – продолжает Пахомов. – Нельзя сказать, что сейчас много интересующихся, но три группы по 10 – 12 детей мы набрали...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (5515) от 05.08.2015.


Комментарии