Болид на поводке

«Игрушечный» болид с ревом проносится под самым бортиком по кругу, оставляя за собой сизоватую дымку. А скорость неумолимо растет, и вот уже красные цифры на табло скакнули за 330 километров в час. Публика аплодирует, швейцарца в красной форме одобрительно хлопают по плечу – молодец, вышел на первое место... В Колпине на днях прошел 64-й чемпионат Европы по автомодельному спорту в классах кордовых моделей.

Болид на поводке | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Кордодром «Ижорец» – круглая площадка диаметром порядка 20 метров, сверху немного напоминает мишень в тире. В центре на бетонном круге стоит специальное устройство, к которому крепится кордовая нить. А к другому концу стального тросика привязывают модель и ставят на бетонную круговую дорожку. Спортсмен заводит ее сильными ударами ладони по колесам, подталкивает специальной палкой, и вот болид уже с воем наматывает круги. Тем временем еще один человек в центре круга раскручивает его за кордовую нить. А потом, когда почувствует, что модель набрала максимальную скорость, отпускает. Задача соревнования – достичь максимальной скорости модели. Причем рассчитывается она не за все время езды, а в среднем за дистанцию 8 кругов – 500 метров.

Бак на 1,5 – 10 см3 (в зависимости от модели), мощный двигатель, узкие колеса, похожая на ракету резонансная труба, а сверху съемная обтекаемая крышка корпуса – такая модель делается своими руками около года, а то и дольше. Но далеко не все зависит от машины – просто прийти и запустить не получится.

– Успех зависит от умения спортсмена настроить ее так, чтобы она быстро ехала. Но самый важный фактор, который нужно учитывать, – это погода. Холод и перепады давления сильно влияют на наши модели. Но и от спортивной удачи тоже многое зависит, – рассказывает чемпион России по автомодельному спорту в классе кордовых моделей 10 см3 Михаил Горбунцов. – Я начал заниматься автомоделированием еще в пятом классе, привлекло оно тем, что делаешь модели своими руками. А потом какой адреналин, когда твоя модель развивает скорость более 300 километров в час – не всякий автомобиль так может! Мой личный рекорд по скорости – 333 км/час, а рекорд мира сегодня – 345 км/час.

Несмотря на захватывающие скорости, с которыми сравнительно небольшие модели мчатся по кругу, выходной день и вполне благоприятную погоду, посторонних любопытствующих на кордодроме почти нет. Здесь все свои – в основном пенсионеры. Молодежь тоже увлекается, но таких немного. Приехали посостязаться французы, немцы, итальянцы, швейцарцы – сильнейшие соперники, наши соседи – эстонцы и украинцы. Для российского автомодельного спорта в классах кордовых моделей нынешний чемпионат Европы – событие масштабное. А еще это надежда на то, что единственный в городе кордодром, построенный в свое время усилиями рабочих Ижорского завода, не снесут за ненадобностью...

– У нас был еще один кордодром в «Сосновке», но пару лет назад его снесли, поскольку им практически никто не пользовался. Дело в том, что это уникальная и сложная постройка. Ее нельзя загрузить чем-то, чтобы трасса не простаивала, – объясняет один из организаторов чемпионата Максим Фурсо. – Мы тренируемся здесь только по выходным и только в теплое время года. Даже весной и осенью уже тяжело, потому что при низкой температуре моторы плохо заводятся. Сегодня это единственный кордодром в городе, и мы боимся его потерять. Провели огромную работу и реконструировали его к чемпионату, чтобы он подходил к современным европейским нормам.

А вообще этот вид спорта незадолго до начала Второй мировой войны придумали шведы. В СССР он появился гораздо позже на базе авиамодельных и судомодельных клубов. Пик популярности пришелся на 1980-е годы. Например, по статистике 1985 года, по всей стране насчитывалось 28 тысяч автомобилистов по кордовым моделям. Сколько спортсменов сегодня – трудно сказать, но в первенствах страны участвуют человек сто, не больше. В Петербурге постоянно занимаются человек 15 – 20. Так что этот вид спорта сегодня держится исключительно на энтузиастах. А возродить пока не получается.

– Со стороны комитета по физкультуре и спорту к нам никакого интереса, – сетует Михаил Горбунцов. – Хотя у нас довольно много говорят, что технические виды спорта – это как раз то, что нужно для подрастающего поколения, потому что они учат ребят работать руками – на токарных станках, фрезерных, с паяльником и отверткой...

Сильно не хватает и опытных тренеров, которые могли бы передавать свои знания детям.

– На первый взгляд кажется, что кордовые автомодели простые, но это не так, – объясняет заместитель председателя федерации Санкт-Петербурга по автомодельному спорту мастер спорта международного класса Виктор Пахомов. – Чтобы создать модель, нужно быть не только слесарем-профессионалом, но и хорошим станочником, и физиком, и химиком. Подготовить преподавателя такого высокого уровня очень сложно.

Секция в центре детского (юношеского) технического творчества «Охта» на улице Панфилова, 23, – одна из немногих в городе, где учат управлять кордовыми автомоделями.

– На нас сборная Петербурга, выступаем на первенствах и чемпионатах страны. У нас современная лаборатория – мы создаем модели полностью: от разработки чертежей до изготовления самых сложных узлов, включая двигатель, – продолжает Пахомов. – Нельзя сказать, что сейчас много интересующихся, но три группы по 10 – 12 детей мы набрали...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (5515) от 05.08.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.