Боевой дух. 27 января в России — День полного снятия блокады Ленинграда

Сегодня очень важный день нашей истории. Наверное, большинству современных жителей города сложно прочувствовать все эмоции тогдашних ленинградцев. Мы не изведали и сотой доли тех трудностей, которые испытали жители блокадного Ленинграда. Нам поэтому незнакома и тысячная доля радости, которую узнали они, когда город был освобожден от блокады.

Боевой дух. 27 января в России — День полного снятия блокады Ленинграда | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Пройдут еще годы, десятилетия, а историки, публицисты, философы, социологи, медики, даже экономисты будут продолжать осмысливать феномен того, что происходило в осажденном Ленинграде. Если можно так выразиться, блокада стала особым состоянием, которое в силу исторических обстоятельств случилось в нашем городе. У него были свои законы и правила, четкие и непреложные.

Не случайно все, что касается блокады, в нашем городе воспринимается всегда остро. Большинства из нас, читающих эти строки, не было тогда еще на свете, но в то непростое время жили наши бабушки и матери. И хотя в семьях всегда мало вспоминали о блокаде — это было слишком больно, — в каждом из нас говорит голос блокадной памяти. И сегодня он объединяет нас, живущих в городе на Неве. Даже тех, кто родился уже в нынешнем веке…

Есть две полярные точки зрения на то, что пришлось пережить в блокаду жителям нашего города. Согласно первой, ленинградцы совершили подвиг «коллективного Матросова». Согласно второй, они просто были заложниками безвыходной трагической ситуации, мучениками.

Многие ныне здравствующие жители блокадного Ленинграда категорически не согласны с тем, чтобы их самих и их родителей считали жертвами, мучениками. Они твердо уверены: блокадники были защитниками своего города. Даже если в их руках не было оружия, даже если они не стояли у станков и не сбрасывали с крыш зажигательные бомбы…

Ленинградцы не роптали и не жаловались на свое тяжелое положение, — вспоминал спустя много лет после войны инженер Павел Тюменев, создатель первых советских эскалаторов. — Горожане понимали и здраво оценивали всю тяжелую обстановку, в которой находился Ленинград и его население.

Доктор биологических наук Ирма Викторовна Исси, много лет трудившаяся во Всероссийском НИИ защиты растений, в свое время признавалась автору этих строк:

Я взялась за блокадные мемуары, когда стала все чаще слышать суждения о блокаде, с которыми категорически не могла согласиться. Мне не нравится жалостливый тон в отношении блокадных ленинградцев. Да, нам было тогда очень тяжело, сегодня даже трудно представить себе, как удалось тогда выжить. Но не было у нас жалоб, стонов. Все чувствовали себя людьми сражающимися, а не придавленными событиями… Понимаете, несмотря на голод, несмотря на постоянные смерти вокруг, у нас был боевой дух. Мне это так запомнилось…

Оглядываясь на то время, я понимаю, что блокада ежедневно, ежечасно и ежеминутно проверяла нравственные качества каждого человека. Выдержит он, преодолеет или нет? — говорит Никита Благово, основатель и бессменный руководитель Музея истории школы Карла Мая на Васильевском острове.

По словам Никиты Владимировича, пережившего в Ленинграде все девятьсот дней блокады, у него нередко встает перед глазами картина, которую доводилось наблюдать самому. Зима, протоптанная узкая тропинка вдоль улицы, впереди идет человек. Непонятно, какого он возраста, мужчина или женщина. В лютые морозы люди надевали на себя все, что могли.

И вот этот человек, идущий впереди, падает. Скорее всего — от бессилия. У идущего вслед него мысли могут развиваться в двух направлениях: пройду ли я мимо или помогу ему подняться?.. Город выжил, выстоял в первую очередь благодаря тому, что тех, кто помог подняться, было гораздо больше. Выжил потому, что в тех тяжелейших условиях в ленинградцах превалировали такие нравственные качества, как желание помочь, отзывчивость, доброта, милосердие…

Несмотря ни на что, ленинградцы не превратились в «биологических субъектов», они сохранили свое человеческое достоинство. Нередко из последних сил они продолжали выполнять свою работу, считая ее важной для города и страны. В этом преодолении самих себя тоже был великий подвиг.

Да, без сомнения, блокада была величайшей трагедией, — считает доктор исторических наук Никита Ломагин. — Но для тех, кто занимается историей блокады, героизм и самопожертвование очевидны. Без них просто не удалось бы отстоять наш город. Люди боролись за свои семьи, за выживание в нечеловеческих условиях. Матери совершали каждодневный подвиг, спасая свои семьи.

О подвиге тех, кто защищал Ленинград, написаны многие тома. Выдающиеся исследователи — Валентин Михайлович Ковальчук, Геннадий Леонтьевич Соболев и другие — опубликовали великое множество уникальных архивных документов, рассказывающих о битве за наш город и о судьбах его защитников, жителей. 

Наверное, у каждой ленинградской семьи, пережившей блокаду, была своя история спасения, свой рецепт выживания. Казалось бы, со времен «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина были опубликованы сотни, если не тысячи, свидетельств жителей осажденного Ленинграда.

И мы продолжаем внимательно вчитываться в них, пытаясь снова и снова осмыслить масштаб блокадного подвига, понять и прочувствовать, как ленинградцам удалось выжить и победить…

Сегодня многие из нас придут поклониться на мемориалы, примут участие в памятных акциях, вспомнят своих родных, погибших в блокаду, а вечером полюбуются огнями салюта. Или, возможно, просто поставят свечу памяти на своем окне.

И самое важное — мы должны четко понимать: главная ценность, доставшаяся нам от жителей блокадного города, — это сохраненный ими любимый город. И то, что он продолжает жить, развиваться, сиять сегодня тысячами огней, — лучший памятник подвигу тех, кто отстоял любимый город в те героические девятьсот дней.

Читайте также:

Подвигу твоему, Ленинград! Какие мероприятия пройдут ко дню снятия блокады Ленинграда в Петербурге

О чём ещё не рассказали архивы. Историкам стало доступно множество «закрытых» документов о блокаде


#блокада Ленинграда #память #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (7834) от 27.01.2025 под заголовком «Боевой дух Ленинграда».


Комментарии