Главная городская газета

Блокадная подстанция выстояла

  • 30.03.2016
  • Лев Березкин
  • Рубрика Город
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

«Алые паруса»: праздник для миллионов

Ленинградцы, которые придумали, как сделать одну из самых коротких ночей в году по-настоящему сказочной для выпускников, вообразить не могли, какие масштабы их «Алые паруса» приобретут.... Читать полностью

День ВМФ в Кронштадте: личные авто не пропустят

Въезд в Кронштадт 29 июля на личных автомобилях будет запрещен. Как теперь добраться до города? Читать полностью

Четыре килограмма наркотиков пытались провезти в Петербург

Не только наркотики были изъяты у членов межрасовой преступной группы. Читать полностью

Смольный идет на перехват

Чиновники обещают, что дорожный коллапс на юге Петербурга в скором времени пойдет на спад. Что же для этого будет сделано? Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 22 июня 2018

Сегодня в выпуске:
Ледокол для Ямала...
За что Мариинку вызвали в суд...
Нехороши, несвежи были розы...
И другие новости. Читать полностью

«Ты просто космос, Стас»: как Станислав Черчесов стал граффити

На волне гордости за сборную России по футболу, в Петербурге появилась необычная стрит-арт работа, посвященная главному тренеру команды. «СПб ведомости» узнали, как вдохновитель объединения HoodGraff решился на такой замысел и при чем тут песня группы «Ленинград». Читать полностью
 Блокадная подстанция выстояла | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Впервые в истории Совета по культурному наследию состоялось тайное голосование. Эксперты рекомендовали включить в реестр памятников регионального значения тяговую подстанцию «Центральная» (# 11), расположенную на набережной реки Фонтанки, 3.

Темой блокадной подстанции в самом центре Петербурга, которая весной 1942 года дала ток ленинградскому трамваю, совет занимается 7 лет, проведено около десятка историко-культурных экспертиз, нынешнее обсуждение трамвайной темы на совете было четвертым. Наша газета неоднократно сообщала о борьбе специалистов по культурному наследию и градозащитников с планами девелоперов снести подстанцию и построить на ее месте отель.

В положении о совете не сказано, каким должно быть голосование – тайным или открытым. По предложению председателя КГИОП Сергея Макарова и само обсуждение судьбы блокадной подстанции # 11 было проведено в закрытом режиме.

Впрочем, ничего неожиданного там не произошло. Сначала голосовали про голосование: большинством решили проводить его тайно, бюллетенями. Предусмотрительные сотрудники КГИОП взяли в долг у Горизбиркома два прозрачных чемоданчика для сбора бюллетеней. Второй – на случай, если в первом листок с голосом застрянет и чемоданчик заклинит. Все выступавшие высказались за присвоение подстанции статуса памятника. Итоги голосования: 22 – «за», 8 – «против» подтвердили, что совет ценит свою репутацию и не поддается аргументам типа: инвестор сильно потратился на развитие современного трамвайного движения и надо войти в его положение.

Как сообщил после голосования Александр Марголис, председатель Петербургского отделения ВООПИиК, любая блокадная подстанция – это памятник истории. И не архитектура тут важна, модерн это, конструктивизм или сталинский ампир. Надо защищать историческую память.

На сегодня из 21 трансформаторной подстанции, которые были построены в городе в 1906 – 1941 годах, сохранилось 17. Из них региональные памятники две – «Рождественская» в Дегтярном пер., 5, и «Новопетергофская» на 11-й Красноармейской ул., 28. Выявленными объектами культурного наследия являются семь. Кроме «Центральной» на совет были вынесены экспертизы еще по трем – «Подьяческой» (Большая Подьяческая ул., 27), «Клинской» (Можайская ул., 19) и «Василеостровской» (6-я линия В. О., 37).

Все рекомендовано включить в реестр региональных памятников. Эти подстанции дали ток сначала для грузовых трамваев 7 – 8 марта 1942 года, затем для пассажирских вагонов – 15 апреля 1942 года. Было бы правильно, если бы они встретили памятную дату в качестве памятников. И угроза сноса блокадной подстанции на Фонтанке была бы ликвидирована окончательно.

Тайное голосование по подстанциям отодвинуло два других важных вопроса. Один все же успели рассмотреть. Совет одобрил концепцию реставрации и приспособления самого восточного из фортов Кронштадта, официально он называется – федеральный памятник «Батарея северная # 7» и примыкает к дамбе, которая исказила его форму. Форт построен в 1855 году, оснащался и усовершенствовался последующие десятилетия, доты и орудийные площадки времен последней войны также находятся под охраной.

Архитекторы группы «Риедер» по заказу частной компании предложили восстановить облик земляных валов на XIX век, «спрятав» внутри четыре функциональные зоны: семейный отдых, массовые события, музей, яхт-клуб с отелем (причалы расположены рядом).

Сейчас форт представляет собой руины. Дополнительная проблема – руководство КЗС отказывается согласовать проект съезда на форт с дамбы. Без этого съезда никакое приспособление форта невозможно. Совет отдельно обратился к городским властям с просьбой инициировать создание государственной программы сохранения фортов Кронштадта. Частные деньги приходят слишком медленно, уникальный комплекс, не имеющий аналогов в мире, может погибнуть.

На две недели отложен вопрос о концепции воссоздания «Нижней дачи» в Петергофе. Будет жарко: московские архитекторы решили дополнить стеклянными фонарями проект Антония Томишко, реализованный в 1885 году (здание погибло во время войны). Ожидается, что совет рассмотрит и новый проект судебного квартала на проспекте Добролюбова. Проект подготовила мастерская Евгения Герасимова. Что касается громкой темы атриумов для дворов Русского музея, то КГИОП по-прежнему не получил этот проект, поэтому не может выставить его на совет, как было запланировано еще зимой.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook