Блокадная подстанция выстояла
Впервые в истории Совета по культурному наследию состоялось тайное голосование. Эксперты рекомендовали включить в реестр памятников регионального значения тяговую подстанцию «Центральная» (# 11), расположенную на набережной реки Фонтанки, 3.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Темой блокадной подстанции в самом центре Петербурга, которая весной 1942 года дала ток ленинградскому трамваю, совет занимается 7 лет, проведено около десятка историко-культурных экспертиз, нынешнее обсуждение трамвайной темы на совете было четвертым. Наша газета неоднократно сообщала о борьбе специалистов по культурному наследию и градозащитников с планами девелоперов снести подстанцию и построить на ее месте отель.
В положении о совете не сказано, каким должно быть голосование – тайным или открытым. По предложению председателя КГИОП Сергея Макарова и само обсуждение судьбы блокадной подстанции # 11 было проведено в закрытом режиме.
Впрочем, ничего неожиданного там не произошло. Сначала голосовали про голосование: большинством решили проводить его тайно, бюллетенями. Предусмотрительные сотрудники КГИОП взяли в долг у Горизбиркома два прозрачных чемоданчика для сбора бюллетеней. Второй – на случай, если в первом листок с голосом застрянет и чемоданчик заклинит. Все выступавшие высказались за присвоение подстанции статуса памятника. Итоги голосования: 22 – «за», 8 – «против» подтвердили, что совет ценит свою репутацию и не поддается аргументам типа: инвестор сильно потратился на развитие современного трамвайного движения и надо войти в его положение.
Как сообщил после голосования Александр Марголис, председатель Петербургского отделения ВООПИиК, любая блокадная подстанция – это памятник истории. И не архитектура тут важна, модерн это, конструктивизм или сталинский ампир. Надо защищать историческую память.
На сегодня из 21 трансформаторной подстанции, которые были построены в городе в 1906 – 1941 годах, сохранилось 17. Из них региональные памятники две – «Рождественская» в Дегтярном пер., 5, и «Новопетергофская» на 11-й Красноармейской ул., 28. Выявленными объектами культурного наследия являются семь. Кроме «Центральной» на совет были вынесены экспертизы еще по трем – «Подьяческой» (Большая Подьяческая ул., 27), «Клинской» (Можайская ул., 19) и «Василеостровской» (6-я линия В. О., 37).
Все рекомендовано включить в реестр региональных памятников. Эти подстанции дали ток сначала для грузовых трамваев 7 – 8 марта 1942 года, затем для пассажирских вагонов – 15 апреля 1942 года. Было бы правильно, если бы они встретили памятную дату в качестве памятников. И угроза сноса блокадной подстанции на Фонтанке была бы ликвидирована окончательно.
Тайное голосование по подстанциям отодвинуло два других важных вопроса. Один все же успели рассмотреть. Совет одобрил концепцию реставрации и приспособления самого восточного из фортов Кронштадта, официально он называется – федеральный памятник «Батарея северная # 7» и примыкает к дамбе, которая исказила его форму. Форт построен в 1855 году, оснащался и усовершенствовался последующие десятилетия, доты и орудийные площадки времен последней войны также находятся под охраной.
Архитекторы группы «Риедер» по заказу частной компании предложили восстановить облик земляных валов на XIX век, «спрятав» внутри четыре функциональные зоны: семейный отдых, массовые события, музей, яхт-клуб с отелем (причалы расположены рядом).
Сейчас форт представляет собой руины. Дополнительная проблема – руководство КЗС отказывается согласовать проект съезда на форт с дамбы. Без этого съезда никакое приспособление форта невозможно. Совет отдельно обратился к городским властям с просьбой инициировать создание государственной программы сохранения фортов Кронштадта. Частные деньги приходят слишком медленно, уникальный комплекс, не имеющий аналогов в мире, может погибнуть.
На две недели отложен вопрос о концепции воссоздания «Нижней дачи» в Петергофе. Будет жарко: московские архитекторы решили дополнить стеклянными фонарями проект Антония Томишко, реализованный в 1885 году (здание погибло во время войны). Ожидается, что совет рассмотрит и новый проект судебного квартала на проспекте Добролюбова. Проект подготовила мастерская Евгения Герасимова. Что касается громкой темы атриумов для дворов Русского музея, то КГИОП по-прежнему не получил этот проект, поэтому не может выставить его на совет, как было запланировано еще зимой.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (5671) от 30.03.2016.
Самое читаемое



Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.
Комментарии