Благословляя камень и бронзу
Со старой скандальной проблемой столкнулась экспертная группа по вопросам монументально-декоративного искусства Градостроительного совета Петербурга, которая впервые собралась, чтобы обсудить проекты трех памятников.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Экспертная группа - преемник художественной секции градсовета с той существенной разницей, что ее рекомендации не будут напрямую отправляться во властные кабинеты. Мнение экспертной группы пойдет на градсовет, который теперь сам рассматривает проекты памятников. Возглавляет группу зампредседателя КГА Лариса Канунникова, на первом заседании ее заменял новый главный художник Петербурга Алексей Моор.
Серьезной проблемой для худсекции было общение с авторами, которые приносили на безусловное одобрение эскизы в том момент, когда уже завершалась работа в материале. Более того, многие памятники и доски, особенно присланные из Москвы, вообще миновали профессиональное обсуждение, как, например, памятник «Русской гвардии Великой войны» у Витебского вокзала...
Первой мировой войне и теперь «не повезло». Скульптор Владимир Горевой представил экспертам фотографии четырехметрового бронзового памятника «1914 год» для Соборной площади в Пушкине. Он изображает священника, который правой рукой благословляет воинов, а левой придерживает три скрещенные винтовки.
Эксперты не стали анализировать произведение искусства по снимкам и предложили автору показать модель. Но экспертам недвусмысленно намекнули, что памятник, созданный на спонсорские средства, уже готов. По источникам, его скоро откроют, некоторые «оптимисты» даже называют точную дату - 29 апреля 2017 года.
В истории с памятником Ксении Петербургской - другая коллизия. В 2015 году был объявлен открытый конкурс, но его отменили из-за низкого качества проектов. В подобных случаях обычный путь - провести закрытый конкурс с участием тех, кто может справиться с трудной задачей. Вместо этого молодежная общественная организация приглашает московского скульптора Владимира Суровцева. Он специализируется на русских исторических персонажах - они установлены в разных городах России. Дошла очередь до Петербурга. Место предполагаемой установки памятника - небольшой сквер между улицами Лахтинской и Ленина, недалеко от строящегося храма Ксении Петербургской.
Скульптор заявил, что решил изобразить Ксению в возрасте 26 лет, и предложил два варианта - сидящая, как основной, и идущая. Эксперты заметили, что получилась невыразительная старушка, и предложили возобновить конкурс. Суровцев может принять в нем участие на общих основаниях.
Только памятник Петру Ольденбургскому, созданный коллективом - Владимир Иванов, Сергей Иванов, Григорий Лукьянов - для сквера у Мариинской больницы, не вызвал возражений экспертов. Точнее, это воссоздание утраченного монумента работы Ивана Шредера, существовавшего в 1889 - 1930 годах. Решение об установке нового памятника было принято еще 10 лет назад. Деньги собрал Фонд имени Дмитрия Лихачева.
Комментарии