Безымянный Петербург
Некоторые из этих улиц даже расположены в центре города. Придумать им названия необходимо как можно скорее, убеждены эксперты. Отсутствие имен порождает беспорядок с нумерацией домов и запутывает расследование ДТП.
ФОТО bashtribuna.ru
Кладбищенские задворки
Как могло получиться, что в таком уже неюном городе, как наш, у некоторых улиц до сих пор нет названия? Как правило, это связано с неясным статусом дороги, но не всегда.
Так, видимо, просто забыли дать название переулку на Канонерском острове, который соединяет выезд из тоннеля и ведет к Путиловской набережной. На нем довольно плотное автомобильное движение.
Безымянными остаются и грунтовые дороги, проходящие вдоль некоторых старых кладбищ. Они отличаются узкой разбитой проезжей частью, а также бетонными заборами (как вариант – гаражами) по сторонам.
Таков, например, проезд на Васильевском острове, идущий к востоку от Смоленского лютеранского кладбища. Переулочек идет от Железноводской улицы до реки Смоленки. Сейчас по заказу одной из строительных компаний, которая возводит неподалеку от некрополя жилой комплекс, разрабатывается проект планировки территории. После того как документы будут готовы, чиновники смогут задуматься о присвоении улице названия.
Еще один подобный переулок спрятался возле Преображенского кладбища в Невском районе. Вдоль него также строят жилые дома. Источники «Санкт-Петербургских ведомостей» говорят, что переулок собираются назвать Антокольским. С таким предложением выступил один из петербуржцев, и оно предварительно было поддержано экспертами. Дело в том, что на этом кладбище покоится известный скульптор Марк Антокольский. Но решение пока не принято.
Дороги в аэропорт
И секретное шоссе, и путь для простых смертных в «Пулково» пока остаются безымянными.
Служебный подъезд к аэропорту был построен в 2013 году. Говорят, на съезде с Кольцевой дороги установлены бетонные блоки. Если бы не они, отсюда открывался бы быстрый путь на территорию воздушной гавани (там, правда, стоит застава, через которую простых пассажиров не пропустят). Однако можно свернуть на грунтовую дорогу, ведущую в садоводства за Авиагородком. Длина нового пути – около полутора километров. Это шоссе безымянное. В шутку предлагалось назвать его Служебным. Оно строилось для федеральных чиновников, которым нужен скоростной путь в Стрельну.
Общедоступная дорога в аэропорт начинается от Пулковского шоссе и ведет к новому терминалу. Ей давно хотят присвоить какое-нибудь название, да все не могут придумать, какое. Иронично предлагали назвать Посадочным шоссе по аналогии со Взлетной улицей, которая проходит рядом с бывшим «Пулково-2». Решения пока нет.
Вот такая загогулина!
Отсутствие названий у большинства улиц из нашего списка, вероятно, связано с их сложной формой. Многие из них либо сами изгибаются в форме буквы «Г», либо образуют эту букву при соединении с соседними улицами.
Например, такая безымянная дорога идет от Конюшенной площади по мосту через канал Грибоедова, затем продолжается вдоль Михайловского сада и заворачивает к Мойке.
На Васильевском острове возле Покровской больницы Среднегаванский проспект продолжает узенькая двухполосная асфальтированная улочка, заворачивающая буквой «Г» к 28 – 29-й линиям.
Возле бывшей усадьбы «Сосновка» (Октябрьская набережная, 72) также есть подобного вида безымянная улица. Она проходит от Октябрьской до проспекта Большевиков.
Два безымянных переулка находятся на Петроградской стороне – в районе Малого проспекта и Малой Пушкарской улицы.
На юго-западе в безымянные изгибы упираются улица Бурцева и Огородный переулок.
Новые проезды
Без названия на некоторое время остаются улицы, которые только что построены. Например, в центре города недавно была продлена Кирочная улица. Образовавшийся при этом сдвиг, а также сужение дороги (всего две полосы) мешают с ходу присоединить новый участок к Кирочной. Скорее всего, переулку придумают новое название.
Продолжение Сивкова переулка от улицы Ивана Черных до Старо-Петергофского проспекта ждет спрямления – дорога там уже есть. Но, прежде чем присваивать название, кривую дорогу планируют проложить напрямую.
Двум новым проездам названия собираются присвоить до конца этого года. Якутская улица в районе станции метро «Улица Дыбенко» пройдет от Кудровского проезда вдоль железной дороги на север до улицы Крыленко. Название хотят дать по просьбе руководства Республики Саха (Якутия).
К западу от станции метро «Автово» есть безымянный проезд – между дорогой на Турухтанные острова и Портовой улицей. Он получит имя Ивана Зубкова в честь первого руководителя «Метростроя» и одного из организаторов Дороги жизни.
Как же можно
без адреса?..
Утверждать названия в современном Петербурге может только губернатор. Он опирается на рекомендации совещательного органа – существующей при комитете по культуре Топонимической комиссии. Мы спросили одного из членов этой комиссии Андрея Рыжкова, чем плохо наличие в городе безымянных улиц. Во-первых, считает эксперт, нельзя присвоить адреса по безымянной улице. Вторая проблема связана с безопасностью:
«Сейчас нередко возникают ситуации, когда к нам обращаются из районно-следственных управлений по дорожным происшествиям. Им нужно для протоколов, для расследований точное название магистралей, на которых произошло ДТП. Если переулок безымянный, это вызывает сложности в процессуальном оформлении».
По словам Рыжкова, комиссия старается исходить из проекта планировок. «Но в историческом центре это сложно сделать, поскольку там не везде есть проекты планировок и нет ярко выраженных кварталов. Поэтому в сложных случаях мы запрашиваем комитет по градостроительству и архитектуре», – рассказал эксперт.
Как следует из реестра названий объектов городской среды, сегодня в Петербурге (за исключением пригородных районов и поселков Левашово, Лисий Нос и Парголово) около 1000 улиц, 300 переулков, 150 проспектов, 80 площадей и 60 набережных. Есть, впрочем, и экзотические виды проездов, такие, например, как Шкиперский Проток, Старопутиловский Вал и Митрофаньевский Тупик.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5362) от 16.12.2014.
Комментарии