Без слов, но с чувством

Знакомясь с работами петербургского художника-карикатуриста Андрея Попова сначала на его персональной выставке (она открылась 23 ноября в Голубом зале Театра эстрады на Большой Конюшенной), а потом и на интернет-ресурсах, поймала себя на мысли: его работы не хочется обозначать резким и угловатым термином «карикатура».

Без слов, но с чувством | ФОТО Дмитрия ПОПОВА

ФОТО Дмитрия ПОПОВА

Потому вероятно, что в его «картинках» преобладает не злая сатира-боец, а тонкий мягкий юмор, добрая ирония над природой людей, вещей и явлений. Его герои, несмотря на смещение пропорций, не уродливы, а по-своему милы и забавны. Придуманные художником ситуации вызывают улыбку, а не хохот; усмешку, а не издевку. Так что и в условную категорию «ПО-человечески», используемую самим автором для систематизации сотен своих работ, думается, с полным правом можно было бы поместить почти все, что нарисовано Андреем Поповым.

Щемящее чувство сострадания и восхищения вызывает слепец, любующийся дивной звездно-лунной ночью, «записанной» на его шторе языком Брайля. Обаятельны легкомысленные русалки, крутящиеся перед зеркалом в новых рыбьих хвостиках. Забавны фактурные старухи, устроившие «арм-рестлинг» при помощи тонометров — соревнуются, кто из них более болен (какая правда жизни!). Трогательны влюбленные, устроившие на облезлой крыше маленький романтический Эдем с луной, отраженной в тазике с водой. Таинственен и всесилен Дед Мороз, как кукловод держащий в своих руках «нити»-дымы из печных труб над заснеженным спящим миром: сказка, в которую хочется верить не только в детстве... Компьютерная графика художника дистанцирована от электронного стиля — картинки по-акварельному наполнены светом, воздухом, движением. И даже самый, на первый взгляд, будничный сюжет, окрашенный загадочным вечерним или ночным светом, с измененными пропорциями или одной филигранно вписанной неожиданной деталью, у Андрея Попова превращается в сказочную картинку, оставляющую в душе теплый след.

Наверное, в этой теплоте, человечности и умении трогать струны, глубоко спрятанные под главным доспехом современного горожанина — равнодушием, кроется успех работ Андрея Попова в разных странах и у самой разной публики. Участвуя в выставках в России, Италии, Франции, Азербайджане, Польше, Канаде, художник раз за разом повторяет и «обновляет» этот успех. В списке главных побед только этого года — «Гран-при» известной выставки «Права» (Маростика, Италия), первые места в международном конкурсе карикатур о туризме в Турции (в International Turism Cartoon Competition в Анталии нынче соревновались 705 работ из 57 стран) и на Niels Bugge Cartoon Award в Денмарке, снова «Гран-при» — на этот раз в китайском «Шелковом пути», затем первое место на George van Raemdonckkartoenale Boechout в Бельгии и третье — в индийском Rath International contest...

Персональная выставка художника в Театре эстрады озаглавлена коротко и экспрессивно: «Ни слова!». И в самом деле — к чему рассказывать словами об этом добром и смешном мире, когда его можно увидеть своими глазами? Ровно так, как его видит ироничный романтик Андрей Попов.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (5348) от 26.11.2014.


Комментарии