Без вреда для Невы: как устроена система безопасной утилизации снега в Петербурге

Январские снегопады вновь стали серьезным испытанием для коммунальщиков, приводящих в порядок улицы и дворы Петербурга. Грузовики, наполненные под завязку, ежедневно направляются на городские снегоплавильные пункты. Когда корреспонденты «СПб ведомостей» побывали на одном из них (в Северной столице насчитывается одиннадцать таких объектов, не считая семи снегоприемных площадок), с начала сезона туда поступило свыше 600 тыс. кубов снежных масс. Немалый объем, хоть он и на треть с лишним меньше, чем год назад к середине января.

Без вреда для Невы: как устроена система безопасной утилизации снега в Петербурге | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

…Могучие груженные снегом машины стояли, тарахтя моторами, у ворот огороженной высоким забором площадки на углу Рижского проспекта и Либавского переулка. Возможности заехать туда дожидались три-четыре грузовика — это немного, бывает очередь побольше.

Получив сигнал, первый их них медленно проехал через ворота под высокой рамкой. Чуткое оборудование сканировало содержимое его кузова. На выезде водитель получит бумагу, где будет указано: куда, в какое время и сколько груза он доставил. Периодически эти данные поступают в виде отчета на предприятия, предоставляющие транспорт. И в петербургский «Водоканал», обеспечивающий работу таких сооружений, которые имеются, считай, во всех районах города.

Снегоплавильный3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


«Рижский» снегоплавильный пункт входит в число самых крупных из них. За сутки он может переработать до 7 тыс. кубов снежных масс, приняв более четырех сотен грузовиков. На обслуживание одной машины уходит в зависимости от объема кузова от трех до семи минут, сообщили специалисты. А оборудование здесь стандартное: технологическая схема практически везде одинакова…

Тяжело пыхтя, самосвал, мы видим, медленно разворачивается, пятится к одному из четырех приемных бункеров, на который указывает мастер смены. Сепаратные дробилки непрерывно вращаются, принимая обрушиваемый туда поток снега. Песок с мусором скапливаются в особой камере, а измельченная снежно-ледяная субстанция попадает в канализационные стоки от местных предприятий и жилых кварталов.

Задумка хорошая: никакого оборудования, потребляющего электроэнергию, дополнительно не требуется. Снег, еще недавно лежавший в отвалах на обочинах улиц, естественным путем превращается в воду (температура стока зимой не превышает 15 градусов, и этого вполне достаточно). Она попадает на Центральную станцию аэрации «Водоканала», проходит через все стадии очистки, на что уходит примерно 10 – 12 часов, и вливается в Невскую губу уже без вредных примесей. Снег ведь впитывает как губка загрязнения от выхлопных газов машин, число которых растет, поясняет Юлия Азовцева, заместитель директора филиала «Водоотведение» этого предприятия.

Нетрудно представить, как губительно сказывались бы на акваториях города тяжелые металлы и нефтепродукты, не говоря о мусоре и песке, содержащихся в городском снеге (тысячи тонн ежегодно), если бы он попадал туда без очистки.

Это вредное содержимое машины увозят потом на загородные полигоны, где можно складировать такого рода отходы.

А ведь раньше, до появления в мегаполисе подобных объектов, снег сбрасывали прямо в реки-каналы. Шесть пунктов этой сети город обрел почти одновременно в 2012 году, а затем остальные. За первые десять лет своей работы они приняли и растопили 16 млн кубов снега, подсчитали специалисты. Если бы «вылепить» из него здание, получился бы небоскреб высотой около 4 км. Так что снежные «стражи порядка» неплохо справляются со своими обязанностями.

За прошлый зимний сезон они переработали в Петербурге около 1,5 млн кубомет­ров снежных масс, которые доставили туда более 75 тыс. грузовиков. Для последних лет это плюс-минус усредненный показатель, добавляет Никита Плотников, другой сотрудник «Водоканала».

Но бывало, через такие сооружения проходило в два с лишним раза больше снега.

Общая их производительность превышает сотню тысяч кубов в сутки, но периоды пиковых нагрузок случаются не так часто. Обычно снегоплавильни, работающие круглые сутки без выходных и перерывов (кроме технологических окошек, когда нужно избавить специальные камеры от накопившегося там песка и мусора), загружены наполовину или где‑то на 60 – 70 %. Три самые крупные из них «перемололи» с начала текущего сезона по состоянию на середину января 186 тыс. кубометров снега. Кроме объектов, расположенных на Октябрьской набережной и Мебельной улице, в тройку рекордсменов попала снегоплавильня, где мы недавно побывали, — на пересечении Рижского проспекта и Либавского переулка. На ее долю пришлось 46 тыс. кубов (она обслуживает Адмиралтейский район и при необходимости два-три соседних).

Подобные городские объекты и снегоприемные площадки, где накапливаются результаты усилий коммунальщиков (снег исчезает там под лучами весеннего солнца, поступая в виде талых вод на локальные очистные сооружения), действуют в штатном режиме. И всю предыдущую зиму они отработали без технологических сбоев, отмечает Юлия Азовцева. А чтобы избежать остановок, перед каждым сезоном сотрудники предприятия проводят подготовительную работу. Ремонтируют насосное оборудование, заменяют отслужившие свое детали и т. д. Ведь каждая снегоплавильня при всей кажущейся простоте представляет собой довольно сложный технологический комплекс, требующий заботливого ухода.

Мегаполис растет, и таких объектов в перспективе, без сомнения, станет больше. Три новые снегоплавильни со временем появятся на улице Руставели, в районе Коннолахтинского проспекта и на улице Ворошилова. То есть, соответственно, в Калининском, Приморском и Невском районах города (проектно-сметная документация для их строительства готовится). Они будут оснащены самым современным оборудованием. Хотя их предшественники тоже приобщались к достижениям передовой инженерной мысли. Так, на каж­дой городской снегоплавильне установлены камеры видео­наблюдения, которые в режиме реального времени передают картинки на специальную платформу «Водоканала». Эти данные доступны городским службам, отвечающим за снегоуборку, и автотранспортным предприятиям, участвующим в ней. Если диспетчер видит, что у какой‑то снегоплавильни скопилась существенная очередь, он может перенаправить транспортные потоки, чтобы обеспечить равномерную загрузку таких объектов.

Читайте также: 

Снег под контролем: как ИИ следит за уборкой снега в Северной столице

Мороз и солнце. Метеорологические итоги ушедшего года и погодные перспективы января


#снег #службы #безопасность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (8071) от 19.01.2026 под заголовком «Снежные «стражи порядка»».


Комментарии