Без скандала не обойтись. Как в Петербурге сносят дымовые трубы

В Петербурге приноровились сносить не только старинные жилые дома, мосты и спортивные сооружения, но и железобетонные дымовые трубы. В плотной городской застройке их нельзя взрывать, как это делается, например, в более разреженных районах. Как же это происходит? Вспомним некоторые примеры сноса труб и расскажем о технологии этого дела.

Без скандала не обойтись. Как в Петербурге сносят дымовые трубы | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Разборка дымовых труб обычно не вызывает особого внимания публики. По сути, это исключительно утилитарные сооружения, которые к тому же часто портят облик города и в особенности его центра. Но все же бывают случаи, когда без скандала не обходится. Так, десять лет назад стали избавляться от трех труб Невской бумагопрядильной мануфактуры на Синопской набережной. Те краснокирпичные конструкции, как и сама мануфактура, числились памятником. Они были построены в конце XIX века. В народе трубы даже имели свои имена - «Вера», «Надежда» и «Любовь». Они создавали запоминающийся образ старинного предприятия, напоминающий крейсер.

За снос взялся Прядильно-ниточный комбинат им. С. М. Кирова - он с советских лет распоряжался бывшим мануфактурным комплексом. Директор комбината Вячеслав Мартынов тогда пояснял, что причиной «сносного» решения стало ветхое состояние, возникшее вследствие реконструкции Синопской набережной. Чтобы не допустить обрушения, в конце 1990-х годов трубы «обандажили» - надели несколько десятков металлических колец. Однако, по словам Мартынова, это не помогло, ведь негоден оказался и фундамент.

Первой в конце 2008 года потеряли «Веру» (она наклонилась на 560 миллиметров, в ней появились трещины), осенью 2009-го мануфактура осталась без «Надежды», а в 2010-м умерла и «Любовь».

В 2012 году в Ломоносове 36-летнюю трубу котельной взорвали. Заказчиком такого метода выступило «Петербургтеплоэнерго», а исполнителем - фирма «Ленвзрывпром». Для проведения операции выбрали момент, когда на профилактические работы было приостановлено горячее водоснабжение потребителей. Котельную отключили от всех коммуникаций - газа, воды и электричества. А на планируемом месте падения трубы была подготовлена специальная песчаная подушка. «28 июля, когда все необходимые подготовительные работы были завершены, была организована эвакуация персонала, выставлено оцепление. В обеспечении безопасности принимали участие представители МЧС, полиции, местных властей. В 13.30 был осуществлен подрыв трубы и, в полном соответствии с планом, она упала на подготовленную площадку», - писало тогда «Петербургтеплоэнерго».

Но взрыв был единичным случаем. В основном демонтаж таких сооружений ведется вручную. За последнее время убрали одну из двух труб Центральной ТЭЦ на Рыбинской улице, трубу завода «Красный химик» на углу Химического переулка и улицы Маршала Говорова. В 2015-м для строительства жилого дома группы «Балтийская коммерция» на Корпусной улице, 3, ликвидировали трубу фабрики «Красное знамя». Также в списке адресов - завод «Звезда» на улице Бабушкина, котельная на Республиканской улице, холодильник № 1 на Черниговской, котельная в Зеленогорске.

Сейчас выполняется демонтаж одной из труб Первомайской ТЭЦ на проспекте Маршала Жукова (на снимке). Там, как и на Рыбинской улице, заказчик - ТГК-1. Осенью директор Первомайской ТЭЦ Геннадий Кравцан написал в одной из бумаг: «В настоящее время в здании проводятся работы по демонтажу оборудования». И добавил, что «ликвидировать здание» планируется в период с 2020-го по 2022 год. Но первым делом, как видим, взялись за то, что торчит.

Технология разборки железобетонных труб отработана, рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» директор петербургского филиала ООО «Техно-диггер» Сергей Закаржевский. Сперва вырезают технологическое отверстие (что-то вроде арки) на уровне земли. После этого промышленные альпинисты поднимаются на самый верх (такой подъем занимает около 40 минут, а то и больше) и начинают с помощью алмазной канатной резки постепенно «откусывать» от трубы фрагменты размером примерно два на два метра (их называют картами) и сбрасывать внутрь трубы. Затем фрагменты вытаскивают наружу экскаватором, который залезает в «арку» ковшом, и вывозят на специальный полигон для утилизации. Если есть футеровка (облицовка огнеупорными материалами внутри трубы), то сперва убирают ее. Есть способ помедленнее, но дешевле - без алмазной резки, с помощью перфоратора.

В стесненных условиях и при демонтаже, когда невозможно скидывать в ствол трубы большие элементы (например, из-за сейсмических параметров - если, скажем, в рядом стоящих зданиях может находиться оборудование, чуткое к сотрясением), карты делают более мелкими.

На свободных территориях можно использовать метод обрушения. Чтобы труба упала четко в ту сторону, в какую надо, внизу делают вырез в форме улыбки. «Пока этот вырез делают, получающееся отверстие тут же забивают деревянными шпалами, чтобы труба не упала раньше времени. Когда «улыбка» равна примерно 50 процентам окружности, на промазученные шпалы кладут горючие элементы и поджигают. По мере выгорания труба падает, так как ее несущая способность теряется», - говорит Сергей Закаржевский. Частичное обрушение (когда такую «улыбку» делают, например, посередине трубы) может привести к удешевлению, но и к нештатным ситуациям. Например, был случай, когда труба сломалась пополам, наклонилась и зависла в воздухе.

С кирпичными трубами ситуация похожая, но там не нужно резать на карты - достаточно долбить перфоратором по кладке и сбрасывать кирпичи внутрь.

#демонтаж #снос #происшествие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (6632) от 26.02.2020 под заголовком «Когда трубе - труба...».


Комментарии