Без отрыва от практики: в городе на Неве определили новый вектор развития профобразования
Прошедший в Северной столице финал чемпионата «Профессионалы» не только выявил лучших в 75 компетенциях, но и позволил тонко «настроить» образовательную систему города и страны, сделав акценты на некоторых новациях. Главной из них стало появление полигонов и целых заводов, которые позволят готовить нужных экономике специалистов «не отходя от кассы».
На образовательных полигонах Северной столицы уже готовы «производить» специалистов современного уровня./ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС
За знаниями — на завод
Главная претензия, которую заводчане обычно высказывали преподавателям ссузов и вузов, касалась того, что в учебных заведениях учат не тому и не так, а по выходе из них выпускники ничего толком не умеют. Все потому, что при обширных теоретических знаниях, которые получали студенты, практических навыков им давали мало. А если и давали, то использовали при этом оборудование, которое уже не соответствовало требованиям времени.
Именно этот пробел в Петербурге решили устранять с помощью образовательных полигонов. Один из них появился, к примеру, в Колледже автоматизации производства на Учительской улице. Центр инженерных компетенций занимает площадь 2 тыс. кв. м, здесь девять лабораторий в сфере инженерного проектирования и автоматизации производства. Что, по словам директора учебного заведения Никиты Златина, и позволяет «под заказ» вести подготовку специалистов высокого класса, способных сразу работать на должном профессиональном уровне.
А вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина, выступая в рамках пленарного заседания финала чемпионата «Профессионалы», анонсировала скорое появление в городе и такой новинки, как первый в Северной столице… образовательный завод — в одном из городских колледжей, ориентированных на машиностроение, его откроют уже в январе будущего года. «За последние пять лет в городе появилось 117 крупных предприятий, которым нужны высококвалифицированные кадры, — отметила вице-губернатор. — Необходимые навыки работы на дорогостоящих станках они должны получать еще на этапе прохождения обучения — именно для этого и появится новый формат практики».
Образовательный завод, как и аналогичные полигоны, будет оснащен по последнему слову техники — самым современным оборудованием. Он получит (точнее — уже получил) реальный заказ от одного из крупных промышленных предприятий города, которое берет на себя и оплату труда мастеров производственного обучения. «Каждый студент, который учится по нужной программе, станет выполнять реальные заказы, — говорит Ирина Потехина. — И не когда‑нибудь после или вне учебы, а прямо во время курса — все оборудование завода будет полностью загружено каждый день».
Новацию с берегов Невы по достоинству оценили и на федеральном уровне. Глава департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга РФ Алексей Матушанский заявил, что такую практику нужно максимально масштабировать и «встраивать» в колледжи по всей стране: «Это позволяет ребятам сразу же понимать специфику профессии и на практике опробовать оборудование, на котором им потом предстоит работать». Замминистра просвещения РФ Александр Бугаев подтвердил, что питерская инициатива будет распространена по всей России, поскольку соответствует решению президента РФ Владимира Путина о переоснащении системы среднего профобразования новым оборудованием. «Появились новые возможности для роста и развития в рамках национальных проектов, — говорит замминистра. — Это касается и кардинального улучшения материально-технической базы». Председатель комитета по образованию Петербурга Наталия Путиловская в свою очередь сообщила, что в городе связь между промышленностью и учебными заведениями уже налажена: за последние пять лет объем приема в ссузы вырос более чем на 6,6 тыс. мест. И ведется он уже не ради роста контрольных цифр, а под конкретные потребности конкретных же компаний.
Кто нужен предприятиям
По данным hh.ru за первые десять месяцев нынешнего года, в топ-10 самых востребованных рабочих профессий в России входят водители, слесари и сантехники, а также машинисты, электромонтажники, сварщики и т. д. Вот только с учетом специфики экономики Петербурга и перспектив ее развития у нас больше потребность в тех, кто способен выполнять работу по высокотехнологичным инженерным направлениям.
«Северная столица испытывает острую потребность в специалистах в области электроники и систем связи, машиностроения», — отмечает Наталия Путиловская. Этот дефицит помогает устранить система учреждений СПО, куда входят 116 образовательных организаций, в которых учатся около 125 тысяч студентов.
Если работать на перспективу, городу в первую очередь нужны обладатели прикладного образования (как среднего, так и высшего профессионального) по высокотехнологичным инженерным направлениям. В связи с тем, что линейки выпускаемой предприятиями продукции постоянно расширяются, их мощности растут, а новые технологии быстро сменяют друг друга, в первую очередь городу нужны «быстронастраиваемые», способные к ускоренной адаптации мультиквалифицированные специалисты, владеющие сразу несколькими инженерными компетенциями. Именно таких «многостаночников» нового квалификационного уровня и призваны выпускать организованные в Петербурге образовательные полигоны и завод.
Готовы брать
Чемпионат «Профессионалы» хорош не только тем, что живо и наглядно популяризирует профессии реального сектора экономики. Для участников это еще и отличный трамплин в карьеру — десятки работодателей уже заявили, что их готовы принять и на стажировку, и на работу. Как считает руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая, «опыт работы на известном предприятии и полученные навыки повышают ценность соискателя на рынке труда». О том, что места для конкурсантов у них обязательно найдутся, уже заявили «Роскосмос» и «Росатом», «Силовые машины» и «Электросила», «Северсталь» и многие другие. Например, представитель «Росатома» Алексей Красавин сообщил, что в целом компания может взять к себе около пятисот студентов, поскольку принимает на стажировку «профильных» учащихся с 18 лет. «По ее итогам лучшим будет предложено трудоустройство», — говорит он.
С учетом новой тенденции создания образовательных полигонов и заводов акцент станут делать на таких современных и высоко востребованных направлениях, как геномная инженерия и квантовые технологии, информационная безопасность и реверсивный инжиниринг, изготовление прототипов, мехатроника, промышленная механика и пр. А поскольку к 2028 году стоит задача подготовить миллион высококвалифицированных специалистов рабочих профессий для разных отраслей промышленности, перспективы получения нужной городу специальности сейчас отменные.
Читайте также:
Кто обучит инофона? Скоро потребуется ещё больше преподавателей русского языка как иностранного
В текущем году российские вузы приняли на целевое обучение 145 тысяч абитуриентов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7804) от 02.12.2024 под заголовком «Без отрыва от практики».
Комментарии