2Vtzqv4Hz9U

Без охранного статуса. Финляндский вокзал не признан культурным наследием

Проблемы сохранения советской архитектуры 1950 – 1980‑х годов в последнее время оказались в зоне общественного внимания. Была даже создана рабочая группа петербургского Союза архитекторов и КГИОП. На первом ее заседании после двухчасового обсуждения четыре здания признаны достойными немедленного включения в список выявленных объектов культурного наследия.

Без охранного статуса. Финляндский вокзал не признан культурным наследием | ФОТО Максима БЛОХИНА/ТАСС

ФОТО Максима БЛОХИНА/ТАСС

В счастливую «четверку» вошли ТЮЗ (архитектор Александр Жук, 1957 – 1962); учебный корпус ЛЭТИ на улице Профессора Попова, 5 (архитектор Виктор Левиаш, 1968 – 1972), здание спортивной школы на Малом проспекте Васильевского острова, 66 (архитектор Сергей Евдокимов, 1970 – 1972), и Яхт-клуб на Петровской косе (архитектор Владимир Маслов, 1978 – 1980). Впрочем, по источникам, спортивная школа вызвала живую дискуссию. Бесспорная ценность здания — размещение главного зала на верхнем этаже, а раздевалок и других технических помещений — на нижнем. Что было новшеством для своего времени. Но сейчас постройка неудачно облицована современными материалами, радикально исказившими ее внешний облик. В ближайшее время заявления «на включение» по всей «четверке» будут подготовлены Союзом архитекторов и направлены в КГИОП.

Что касается следующего шага — проведения историко-культурной экспертизы для присвоения статуса памятника архитектуры, то общественность рассчитывает на выделение бюджетного финансирования на эту благую цель. А если тут возникнут проблемы, то Союз архитекторов займется поиском необходимых средств.

Вопрос, сохранять ли аэровокзал «Пулково-1», решено вынести на отдельное заседание рабочей группы. Оно намечено на середину февраля с участием заказчиков проекта расширения аэропорта «Пулково» и тех, кто занимается эксплуатацией воздушной гавани. Последнее обстоятельство насторожило градозащитную общественность: экономические соображения всегда против сохранения культурного наследия.

Всего на рабочей группе обсуждался список из 18 зданий, которые, по мнению Союза архитекторов, заслуживают охранного статуса. В декабре 2021 года этот список был направлен в КГИОП. По договоренности сторон, его полное содержание не разглашается. Но если собрать вместе все здания, о которых говорилось на рабочей группе, то они совпадут с самым первым перечнем, обнародованным Союзом архитекторов более десяти лет назад. Именно тогда был впервые поднят вопрос о необходимости защитить позднесоветскую архитектуру. В том первом списке было 20 построек. СКК и гостиница «Речная», увы, снесены…

ФОТО Сергея Грицкова

По нескольким зданиям принято решение поискать механизмы защиты их как ценных градоформирующих элементов с помощью 820‑го закона о режимах зон охраны. Это относится к Финляндскому вокзалу; комплексу жилых домов на Свердловской набережной, 60 – 64; детскому саду в Саперном переулке, 2; жилому кварталу из пяти сблокированных домов-«кораблей» на улице Пионерстроя, 15, известному по народным названиям «Дом-змея» или «Змей Горыныч»; Морской академии им. адмирала Макарова в Стрельне.

Логика здесь такая — в большинстве случаев важно сохранить внешний облик зданий. Особенно это касается жилых домов. Объявление их памятниками сильно усложнит жизнь собственникам квартир. И не факт, что необходимость сложных согласований пойдет на пользу домам. В случае с Финляндским вокзалом возникнет проблема реставрации (а не ремонта) советского здания. И сразу появится проблема, как это делать применительно к современным материалам. Кроме того, вокзалу требуется реконструкция, которую остановили, но не отменили пандемия и экономические проблемы. Сложная ситуация с упомянутым зданием детского сада. Его выразительный объем попал в масштаб окружающей застройки, но сильно диссонирует со стилистикой исторического центра.

Рабочая группа приняла решение отдельно от ленинградского модернизма рассматривать наследие советской неоклассики или сталинского ампира. Назывались здание института Лен­НИИпроект и жилой дом на Троицкой площади. Возможно, дойдет и до выяснения ценности здания медсанчасти завода им. Калинина (улица Одоевского, 10) и здания ВНИИ целлюлозно-бумажной промышленности (2‑й Муринский проспект, 49). За их сохранение активно борются градозащитники.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Никита ЯВЕЙН, архитектор:

— Советская архитектура 1950 – 1980‑х годов, во‑первых, огромный период нашей истории, во‑вторых, дала очень значимые вещи. Я много общаюсь с иностранными архитекторами, и они говорят, что это неизвестный для мира пласт. Главное, что он очень тонкий, поскольку общественных зданий строилось мало, индивидуальных проектов вообще было мало, поэтому, потеряв пять-шесть домов, можно потерять целый слой нашей культуры.

Борис КИРИКОВ, историк петербургской-ленинградской архитектуры:

— Здание Финляндского вокзала достойно звания памятника архитектуры. Несомненно его градообразующее значение. Кроме того, это яркий образец «пилонного ордера», характерное для своего времени сочетание модернизма и неоклассики.

#Финляндский вокзал #культурное наследие #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 18 (7101) от 02.02.2022 под заголовком «Финляндский не выявили».


Комментарии