Бессрочная модернизация. Городские библиотеки меняют свой облик и расширяют сферы деятельности
«IT-библиотека. Инновации в обслуживании» — так была обозначена одна из центральных тем разговора, который состоялся на недавней II всероссийской научно-практической конференции «Библиотека как сфера услуг».

ФОТО Ryunosuke Kikuno on Unsplash
По словам Зои Чаловой, директора библиотеки им. В. В. Маяковского и президента Петербургского библиотечного сообщества, сегодня в городе работает более 200 публичных библиотек. Это популярные у разных групп петербуржцев образовательные, информационные, культурные, досуговые учреждения. Три четверти читателей — школьники и молодежь.
В библиотеках работают не столько специалисты с профильным образованием — библиотекари и библиографы, но и психологи, социологи, представители других профессий. «Надо любить чтение, знать книги, а главное — любить людей, уметь с ними общаться, — уверена Чалова. — Если человек в первый раз пришел к нам, чтобы за компьютером поработать в читальном зале, мы не делаем ему замечаний типа «здесь же библиотека!». Пройдет неделя-две, и в окружении книг он станет самым активным читателем».

Трансформация петербургских библиотек в столь «дружелюбные» учреждения заняла 20 лет. Как говорит директор Маяковки, в самом начале XXI века стало очевидно: библиотеки теряют читателей. Слабое финансирование на приобретение новых изданий, отсутствие Интернета, устаревший дизайн помещений — все это не устраивало молодое поколение пользователей.
Поэтому первая программа модернизации библиотек состояла в подключении их к Сети, ремонте помещений и создании объединенного электронного каталога на 13 миллионов хранимых книг. Благодаря второй программе читатели обрели возможность получать виртуальную справку по интересующей теме, была создана система пользования межбиблиотечным абонементом. Появилась общественная организация — корпоративная сеть библиотек с едиными для всех стандартами обслуживания.
Третий этап модернизация проходит сейчас и сроков завершения не имеет. Как пояснил Сергей Кучумов, замдиректора той же Маяковки по информационным технологиям, технику и программное обеспечение необходимо обновлять постоянно.
Wi-Fi и пространства для коворкинга уже стали для библиотек обычными. «Сейчас мы внедряем для наших читателей «облачные» технологии, интегрируемся с государственной информационной системой «Единая карта петербуржца», что позволяет через личный кабинет пользоваться услугами библиотек — зарегистрироваться, посмотреть каталог, заказать нужные издания», — говорит Кучумов.
Стойки с выдачей книг устанавливаются в МФЦ, торговых центрах, чтобы можно было стать читателем, не приходя непосредственно в библиотеку, добавляет он. Первая мини-библиотека открылась в одном из мебельных ТЦ, в ней доступны 500 книг, в ближайшее время подобные библиотеки откроются в двух ТРК. Они являются частью системы самообслуживания, которую в настоящее время создают библиотеки.
Современное оборудование устанавливается в разных местах, что позволяет читателям получать библиотечные услуги в наиболее удобных для них локациях. Всего планируется создать 50 таких библиотек во всех районах города. «Будем отслеживать их востребованность», — говорит Кучумов.
По его словам, идет работа по созданию единой электронной библиотеки Петербурга — этот сервис позволит разным учреждениям создавать свои электронные библиотеки, не задаваясь вопросом приобретения программного обеспечения или серверного оборудования. Библиотеки начинают внедрять искусственный интеллект (ИИ), уже сегодня их сотрудники активно используют различные сервисы для генерации изображений, роликов, текстов. Распознавание лиц в библиотеках также реализовано с использованием ИИ.
Но надо понимать, что ИИ — это хорошая компьютерная программа, удобный электронный помощник, но его надо обучать — будь то работа с текстами или с изображениями. Для этого сейчас в библиотеке им. Маяковского ведется работа по созданию хранилища данных, с тем чтобы ИИ выдавал достоверную информацию, дефицит которой зачастую ощущается на просторах Интернета.
Говоря о сегодняшних проблемах цифровизации библиотек, Кучумов отметил, что одна из них — кадровая. Библиотеки проигрывают коммерческим структурам по зарплате, и найти высокопрофессиональных специалистов, позволяющих на равных конкурировать с IT-компаниями, невозможно.
«В итоге при реализации наших задач мы вынуждены привлекать — на основе аукционов или конкурсов — сторонние организации. И стоит отметить: в последнее время, к сожалению, недобросовестных компаний стало больше. Они порой даже не читают технические задания, смотрят просто на название закупки, выигрывают за счет демпинга у проверенных компаний с многолетним опытом, а когда доходит до дела — понимают, что не обладают необходимыми компетенциями. В итоге контракты приходится расторгать, но время уже потеряно. Это, к сожалению, не способствует, а тормозит развитие библиотек», — комментирует замдиректора Маяковки.
Читайте также:
В главной библиотеке Ленобласти состоялась краеведческая конференция «Время, вперёд!»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 87 (7909) от 19.05.2025 под заголовком «Бессрочная модернизация».
Комментарии