Бенуа закатали в бетон
На Тихорецком проспекте возрождают утраченную дачу Бенуа. По словам экспертов, это один из первых случаев в Петербурге, когда деревянное здание-памятник воссоздают в бетоне. По-видимому, в КГИОП считают, что здесь это нормальный вариант развития событий, но сам прецедент тревожит профессиональное сообщество.
РИСУНОК Виктора БОГОРАДА
Однако сперва о молочной ферме Бенуа. В начале нынешнего года наша газета обращалась к ее судьбе. Тогда никаких видимых работ не велось и трудно было поверить, что в ближайшее время что-то изменится. Но менее чем за год комплекс старинных построек преобразился. Вместо руин, при взгляде на которые становилось тревожно за сохранность конструкций, сегодня взору предстают симпатичные краснокирпичные лофты. Кое-где над постройками фермы возведены мансарды. Где-то старая кладка заменена на современную. Ферма, очевидно, была бы утрачена, если бы за нее не взялись.
Напомним, эта бывшая молочная ферма расположена в саду Бенуа на пересечении Тихорецкого и Светлановского проспектов. Она дала начало племенному заводу «Лесной». Комплекс охраняется как региональный памятник. Отдельные постройки, впрочем, мало интересны с точки зрения архитектуры. Но сохранившееся среди «спального» района хозяйство со столетней историей имеет важное историко-мемориальное значение.
Приспособлением фермы под культурный центр «Бенуа 1890» занимается группа компаний «Бест», выкупившая постройки в 2011 году. Как рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» в этой организации, проект «Бенуа 1890» утвержден профильными ведомствами, на согласование ушли годы. К сегодняшнему дню уже завершен капитальный ремонт двухэтажного служебного корпуса. Его сейчас подключают к коммуникациям, также там продолжается отделка. Этот дом приспособят под штаб проекта «Бенуа 1890». А в здании опытного производства (коровнике) завершается ремонт каркаса и уже закончено устройство кровли. В 2015 году здесь хотят открыть ресторан.
Коммерсанты не ограничились реконструкцией сохранившихся фермерских построек. Чуть поодаль, в том же саду, стояла изящная деревянная дача Бенуа. К сожалению, не так давно этот памятник архитектуры был уничтожен пожаром. Теперь его начали воссоздавать с целью открыть там детский центр искусства. Но отстроить это сооружение решили не из дерева, а в современных материалах — из бетона. Уже поднялась бетонная «коробка» здания (пока ее, честно говоря, трудно отличить на вид от типовой новостройки). Впрочем, каркас обещают облицевать деревом.
Подобный подход к воспроизведению старинных зданий далеко не у всех вызывает восторженную реакцию. Сопредседатель городского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Марголис рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям», что относится к воссозданию деревянных домов из бетона критически:
— Дело тут даже не в экономике, а скорее в психологии. Считается, что деревянное здание не имеет гарантий сохранности, как кирпичное и бетонное. Но такой голый практицизм не всегда оправдан и далеко не всегда находится в гармонии с законом.
С Марголисом согласен заместитель председателя НИИ «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик:
— С моей точки зрения, такой подход не имеет смысла. Это будет уже другое здание. Не памятник, а в лучшем случае напоминание о том, что здесь было. Подчеркиваю, речи о воссоздании тут быть уже не может.
Эксперт добавил, что технически и по противопожарным нормам, на его взгляд, вполне возможно было воспроизвести здание из дерева.
А вот архитектор Дмитрий Лагутин считает, что иногда бывают безвыходные ситуации, когда лучше делать хоть что-то, чтобы сохранить память об утраченном здании. Но гораздо лучше, если бы силы предпринимателей были направлены на то, что еще можно спасти, сказал нашей газете этот специалист. «У нас столько заброшенных домов и усадеб, что лучше взяться за них», — полагает Лагутин.В 1993-м он делал свой первый проект капитального ремонта квартиры. Лагутин собирался уже зашить потолок в гипрок, но случайно зашел на лекцию французов в Академию художеств. Иностранные гости рассказывали про сохранение тамошних замков. Они говорили, как для них дорога каждая балка, которая относится к семнадцатому или восемнадцатому столетию, — ее пропитывают смолами, берегут, оставляют на виду. После той лекции архитектор переработал проект квартиры и оставил там исторические конструкции...
В Петербурге сохранилось не так много деревянных зданий, особенно в центральных районах. С ними стараются обращаться бережно, особенно когда находятся деньги на реставрацию. Например, сейчас восстанавливают деревянный дом Штеймана на Большой Пушкарской улице. Там собираются разместить медиатеку.
«По проекту, полностью сохраняется вся деревянная конструкция с заменой порядка 10%, может быть, 20% бруса на новый, но с сохранением коробки, без ее разборки во время строительства и с сохранением большей части интерьеров в подлинном виде с их реставрацией», — сообщил архитектор проекта Никита Явейн. Завершить работы собираются к лету 2015 года.
Так же недавно реставрировался дом смотрителя и гоф-курьера на Елагином острове. Там деревянные конструкции постарались по возможности сохранить.
Как рассказал нашей газете градозащитник Дмитрий Литвинов, дача Бенуа в Петербурге это, пожалуй, первый пример воссоздания деревянного здания из бетона или кирпича с сохранением облика. В пригородах такая практика уже сложилась. Например, флигель особняка Паткуль на Малой улице в Пушкине отстроен из кирпича с облицовкой деревом.
Специалист в области деревянной архитектуры пригородов Елена Травина долгое время занимается исследованием исторической застройки Курортного района. По ее мнению, когда здание хотят воссоздать, его должны отстроить в исторических материалах. Например, несколько лет назад дачи в Сестрорецке были воссозданы для нужд загородного клуба «Скандинавия» с сохранением до 35 процентов оригинальной древесины. Сейчас в том же Сестрорецке собираются реконструировать дачу Кречева на улице Григорьева под мини-отель. Она, по данным Травиной, также будет воссоздана в дереве.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (5353) от 03.12.2014.
Комментарии